Почему главными ценностями стали деньги и успех? «Сейчас от культуры остались крохи. В театр ходит меньше одного процента населения», - говорит Заслуженный артист России Артур Ваха. Тем не менее он продолжает служить театру. На днях в театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Смерть коммивояжёра» по пьесе знаменитого американского драматурга Артура Миллера. В главной роли - Артур Ваха. Назад в детство - "АиФ-Петербург": Когда я смотрела спектакль, думала: вот мы презрительно называли нашего человека «совком», потому что он был запрограммирован системой. Но ведь и американец, по сути, такой же - только вместо идеологии у него другой фетиш - деньги. - Просто Америка раньше встала на рельсы денежных отношений. А мы сейчас только догоняем. - "АиФ-Петербург": Погоня за американской мечтой: «Зарабатывай как можно больше и добивайся успеха» - истощила все силы коммивояжёра Ломена, привела к духовному и физическому краху. Какой может быть выход для такого человека? - В том состоянии, в котором он показан в пьесе, - выхода нет никакого и никуда. Но вообще у каждого - свой рецепт спасения от тягот жизни. Для меня это уход в детское восприятие мира, в наивность. Ребёнок ведь старается не касаться страшных сторон жизни, наблюдает немножко со стороны. Сначала-то я пыжился быть взрослым, а потом понял - да ну, надо в детство возвращаться. Там лучше, светлее, радостнее. Или вот на природу надо ехать, она даёт отдохновение. - "АиФ-Петербург": «Смерть коммивояжёра» - один из немногих на современной сцене спектаклей, который заставляет думать. Публика не скучает? - Пока публика «премьерная», особая: люди специально идут на новый спектакль, это для них выход в свет. Вот после десятого показа придут зрители, которые будут воспринимать его именно как спектакль, а не как светское мероприятие. Где хорошее кино? - "АиФ-Петербург": Не будем говорить о таких высоких материях, как вера. Но ведь культура тоже может помочь человеку выжить в социуме? - Мне кажется, что культура - не выход, потому что её не осталось. Всё, что её касается, финансируется из высших кругов. Всё, что было в нашей стране раньше, можно назвать культурой, сейчас же остались какие-то крохи, которые уходят в песок. - "АиФ-Петербург": Но вы же продолжаете работать в театре? - Это и есть те крупинки. В театр ходит меньше одного процента населения. Многие не были в театре, филармонии, музее никогда в жизни. Человеческие устремления не направлены в сторону культуры.
- "АиФ-Петербург": В той же Америке серьёзные фильмы публикой востребованы, что показывают кассовые сборы. А россияне предпочитают фантастику, боевики, анимацию. Почему? - У нас сейчас вся цензура построена на деньгах. Если режиссёр хочет снять кино по глубокому сценарию, ему говорят - на такое сами ищите деньги. Так было с идеей картины по «Заповеднику» Сергея Довлатова. И прокатчики заранее предупредили: такое кино никому не нужно, мы это показывать не будем. Хотите - снимайте на свои деньги для фестивалей, «комнатных» просмотров, а мы не купим. - "АиФ-Петербург": Но вот недавно Министерство культуры заявило, что планирует через несколько лет увеличить долю российских фильмов в прокате до 30%. - А что показывать? Пока хорошее кино у нас не получается, не дотягиваемся до Тарковского. А на картины ребят, которые выпендриваются, делают «чернуху», люди не пойдут. Так что снимаем либо всякую гадость, либо - подражание американским боевикам. А это как в четвёртый раз заваренный чай. Употреблять не хочется. Вот «Андрея Рублёва» я бы пересмотрел. - "АиФ-Петербург": Не замучили ли вас режиссёры ролью Брежнева? Вы играли его «в молодости» в сериале Снежкина «Брежнев», недавно явились генеральным секретарём в сериале «Фурцева». При этом не так уж вы похожи на Леонида Ильича. - Насчёт сходства: а кто помнит, какой Брежнев был в молодости? Мы с трудом нашли фотографии. А с «Фурцевой» меня уговорил режиссёр Сергей Попов. Он просто сказал, что я ему нужен, как актёр, что это совершенно другой период жизни Брежнева, который я не играл. Так что я это сделал и не жалею, потому что, действительно, это был совершенно другой Брежнев. Но больше не хочу возвращаться к этому образу. Никогда! Беседу вела Елена Петрова