Хорошие спектакли, как настоящее вино, "чем старее, тем сильней". Есть такой "марочный" спектакль и в репертуаре Театра Ленсовета - "Жак и его господин". Владислав Пази поставил его несколько лет назад, но интерес к нему все растет. В начале спектакля сверху (то ли с колосников, то ли с неба) на сцену падает книга. Жак (Сергей Мигицко) и его господин (Юрий Овсянко) из любопытства начинают листать потрепанный томик. Мы не видим обложки, но на ней может стоять "Дени Дидро. Жак, или Простодушный". Потому что именно этим сочинением великого французского просветителя вдохновился наш современник, чех по рождению и француз по паспорту Милан Кундера. Чем вдохновился постановщик? Это вопрос. Природа творческой фантазии загадочна. Уже после премьеры Владислав Пази узнал, что во время своего пребывания в Петербурге Дидро жил в соседнем с театром здании, а значит, можно считать, сам автор нашептал режиссеру мысль о постановке. Проблема авторства вообще одна из центральных в спектакле. Само слово "господин" многозначно: так Жак называет своего хозяина, так оба они называют Дидро, не забывая про Кундеру и Пази. А порой, указывая наверх, поминают они и Господа. По замыслу постановщика, артисты не скрывают, что действие спектакля происходит в театре. Зрителям предлагают игру, полную перевоплощений, переодеваний, чисто театральных шуток, песен и плясок. Может, оттого спектакль так популярен, что публике хочется еще и еще раз услышать, как Жак распевает песенки на старофранцузском языке, как отчаянно спорит с ним его грустный господин, как очаровательно картавит пылкий Маркиз в исполнении Семена Стругачева, составляющий блестящий дуэт с ренессансной Ириной Основиной. Любовные истории, эротические забавы, фривольности - все это присутствует в историях, которые вычитали в старой книжке Жак и его господин. Жанровые картинки, однако, оборачиваются притчами и, нанизываясь друг на друга, прочерчивают внебытовой смысл спектакля. А поскольку сочинил пьесу один из самых крупных писателей современности, автор знаменитого романа "Невыносимая легкость бытия", то без философии в спектакле не обойтись. Алексеева Елена
|