На Основной сцене Театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля "Недоросль" по одноименной комедии Дениса Фонвизина, в постановке Романа Кочержевского. Пьеса, включенная в школьную программу по литературе, написана 240 лет назад.
"Недоросль" - это где крылатая, знаменитая реплика Митрофанушки "Не хочу учиться, хочу жениться!". Автор высмеивает молодых дворян-недорослей. Комедия заканчивается словами: "Вот злонравия достойные плоды!"
Митрофан избалован, ленив, умом недалек. Его матушка - госпожа Простакова (в этой роли хороша, точна актриса Ольга Муравицкая) - сущая мегера, "презлая фурия". Про мужа она говорит "мой рохля", "урод", крестьян называет холопами, скотами, сына слепо любит - "одна моя забота, одна отрада".
Далекий XVIII век. Провинциальные дворяне, самодуры Простаковы и Скотинины, невежественные, эгоистичные. Крепостные крестьяне, которых бессовестно обирают помещики. Близки ли нам сегодня темы, проблемы этого произведения? А язык - разве не архаичный? В чем же актуальность?
"РГ" задала несколько вопросов режиссеру и одному из актеров, занятому в спектакле.
Готовы к наплыву школьников, не боитесь их походов в театр всем классом?
Роман Кочержевский: Не боюсь! Сегодня школьники растут намного быстрее, чем прежде, мир ускоряется, жизнь сложнее, вокруг нас столько информации, интересных тем, они впитывают это как губка. "Недоросль" - материал школьной программы, но Фонвизин писал, конечно, не для школьников. В его пьесе заложены огромные пласты тем, которые понятны родителям школьников, старшему поколению. Думаю, что современные ребята способны все понять, к ним не стоит относиться снисходительно. С ними можно разговаривать серьезно.
Почему эту пьесу редко ставят в театрах?
Роман Кочержевский: Это сложнейшая пьеса для сцены, написана не практиком театра - у Фонвизина большое количество текстов, с театром не связанных. Это скорее текст для чтения, чем для постановки. Сложности в сценичности отмечал и сам писатель - в переписке с артистами: некоторые сцены несколько затянуты, сложно воспринимаемы зрителем. Например, тексты Стародума кажутся избыточными для сценического воплощения.
Мы поработали над сложными словами, анахронизмами, порой дремучими, которые мешают современному человеку, звучат непривычно, непонятно, как иностранные. Это в книге можно прочесть сноску, а в зрительном зале как это сделать? Убрали какие-то препятствия, насытили некоторые сцены новыми фразами.
Во втором действии у нас намеренно распадается к финалу жанр. Герои обретают более "живые" интонации. На примере роли Простаковой мы можем проследить трансформацию из гротескно-комической в трагическую.
Спектакль только рождается, он особо нуждается в зрителе, в его реакции. Трудно спрогнозировать отклики из зала. Поэтому сейчас мы сидим с блокнотами во время действия, делаем пометки, отмечаем ошибки, внимательно следим за реакцией зрителей. Будем еще работать.
*****
В роли Митрофана - актер Федор Федотов, Скотинина - дядю молодого человека - играет заслуженный артист России Александр Новиков. И снова - это родство! В спектакле "Обыкновенная история" Кочержевского они играют Адуева- старшего и младшего, дядю и племянника…
Народный артист России Евгений Филатов - в роли Стародума. Потомственный дворянин, дядя Софьи и ееопекун. Вот что рассказал "РГ" актер:
"Недоросль" - это знаменитая фраза Митрофанушки "Не хочу учиться, хочу жениться!", которая запомнилась и на всю жизнь вошла в голову. Для меня стало приятной неожиданностью то, что театр взял эту пьесу для постановки. Оказалось, в ней можно найти новое, созвучное сегодняшнему дню".
Мне интересно играть Стародума. "Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время". Такой идеальный человек, который как вещая Кассандра - глаголет истины. О чести, долге, достоинстве, добродетели, отношении к деньгам, богатству, к крепостным…Он на самом деле так думает и чувствует. К нему вроде бы прислушиваются, но в то же время никто не слышит его. Трибун, плакатный образ, человек будущего, знающий, как нужно жить, что делать, сам пытается жить по этим правилам, но это очень трудно выдержать человеку, который слаб и немощен в этом мире.
В свое время критики писали, что Стародум - это голос самого Фонвизина, его альтер эго. Писатель создал образ идеального человека. Но в жизни - к сожалению или к счастью - не получается быть таким. Мне показалось, что Стародум - несчастный, одинокий человек".
Р.S. Критики подробно разберут едва ли не каждую сцену, игру актеров, режиссерское решение, видеосцены, сценографию, музыку…Я же хочу отметить работу молодого художника Дарьи Здитовецкой, выпускницы РГИСИ (мастерская заслуженного художника РФ В. И. Фирера, 2019). Это ее первая работа в Театре имени Ленсовета - она придумала сценографию и костюмы. Платье Софьи мятного цвета великолепно! Аппликация - изумрудные цветы. Залюбуешься. Прекрасны и мужские костюмы, и одежда Простаковой. Цвет сукна, костюмной шерсти - зеленый. Так надоело видеть в театре "черное на черном"…
Справка "РГ"
Роман Кочержевский окончил СПбГАТИ (актерско-режиссерский курс Ю.М.Красовского) в 2007 году и был принят в труппу Театра им. Ленсовета, где работает в качестве актера и режиссера. Был режиссером-ассистентом на спектаклях Юрия Бутусова "Все мы прекрасные люди", "Город. Женитьба. Гоголь.", "Комната Шекспира".
Обладатель специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" сезона 2018- 2019 - "Режиссерский дебют" - за постановку "Мертвые души". Поставил спектакли "Утиная охота" (был представлен на премию "Золотая маска" в пяти номинациях), "Тартюф", "Обыкновенная история", "Недоросль".
Выпустил "Записки сумасшедшего" в Сахалинском международном театральном центре им. Чехова (спектакль представлен на "Золотую маску" в пяти номинациях), "Роман с кокаином" - в Русском театре драмы им. Искандера в Сухуме (Абхазия).