Top.Mail.Ru

В предчувствии счастья?

Екатерина Омецинская,- «Инфоскоп», 2022, № 285, сентябрь

За месяц  до окончания своего прошлого рабочего сезона Театр им. Ленсовета выпустил премьеру, на первый взгляд, традиционно-безмятежную, но если пояснить, что чеховский «Вишневый сад» здесь поставил режиссер Уланбек Баялиев, то станет понятно, что безмятежностью дело не обойдется.

Мое поколение проходило «Вишневый сад» в школе. Читали по ролям на уроке, анализировали поступки и слова героев, заглядывая, так сказать, в бездонную и непонятную большинству населения земного шара русскую душу. Без Чехова, конечно, и нынешнюю школьную программу представить трудно, но, боюсь, его произведения давненько в ней кроме литературного разбора никаким другим разборам не подвергаются. Оттого сегодня на классические названия все чаще приходят зрители, чье восприятие не замутнено как штампами, так и размышлениями «на тему». Для современных режиссеров – сплошное благо: как перескажут классику, куда ее «сошлют», с тем зритель и уйдет домой…

Действие комедии про пустопорожние сожаления отечественных бездеятельных говорунов Баялиев переносит в традиционный японский дом, имеющий традиционные скользящие двери, открывающие в нужные моменты не менее традиционный вид на вишневый сад, находящийся на фоне задника. Стилизация «под Японию», созданная художником-постановщиком Евгенией Шутиной и художником по свету Денисом Солнцевым, божественно хороша, особенно во втором действии. Особенно под музыку Ивана Волкова, специально написанную для постановки. Сочетание белого, красного и черного придает графичность происходящему на сцене. Мелькание зонтиков, благородство линий кимоно, плавные движения подражающих восточной культуре артистов завораживают. Эстетическое наслаждение безусловно. Сложнее с проникновением в глубины режиссерской мысли. Впрочем, мысль о том, что из лакея Яши со временем может вырасти старик Фирс, кажется вполне четкой. Обоих слуг в доме Раневской играет Олег Сенченко, волшебным образом преображающийся как в вышагивающего подиумной походкой Яшу, так и в согбенного Фирса, явно занимающегося в усадьбе сизифовым трудом. С Раневской в исполнении безупречной Анны Ковальчук тоже все ясно: красоте идет сентиментальная бездеятельность. Большим и нелепым ребенком выглядит так и не повзрослевший брат Раневской Гаев в исполнении громогласного Олега Андреева. Хороша Дуняша-Галина Журавлева, образчик типажа «из грязи в князи». Сложнее понять трансформации и сущности других героев. Лопахин, которого играет Олег Федоров, сдержан настолько, что мотивация его поступков кажется туманной. Оттого буйная его и Вари-Дарьи Циберкиной радость по поводу окончания жизни в старом доме становится загадкой – в противовес весьма спокойным в предчувствии счастья Ане и Пете (Римма Саркисян и Антон Багров). Так же необъяснимы Шарлотта Ирины Ракшиной и Епиходов Марка Овчинникова: если они – парочка ряженых клоунов на фоне утонченно японизированной интеллигенции, то это кажется слишком примитивной задумкой. Хотя в загадочности ребуса, предложенного Баялиевым публике, вероятно, есть дань времени, требующему от нас поиска новых смыслов, зиждущихся на старых основах. Для предчувствия счастья порой приходится изрядно потрудиться…

Екатерина Омецинская