Top.Mail.Ru

В поисках утраченной юности

Елена Бачманова,- Musecube.04.12.2014

В последний день осени, 30 ноября, зрители театра им. Ленсовета играли настоящие загадки: на камерной сцене театра прошел премьерный показ спектакля «Строитель Сольнес» по одноименной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена.
Здесь нашлось место загадкам, потому что художественным руководителем постановки выступил Юрий Бутусов, признанный идеолог и вдохновитель нынешней театральной жизни. Место режиссера и художника спектакля занял Кирилл Фролов, выпускник курса А.Алексахиной Театральной академии этого года, полностью вошедшего в труппу театра и уже успевшего громко заявить о себе студенческими опытами на малой сцене и сентябрьской премьерой«Кабаре Брехт» на основной.  

4mIQ07RX2OQ
Пьеса Ибсена отличается неоднозначностью и огромным количеством смыслов, проникающих друг в друга, из-за чего лейтмотив повествования заметно угасает. Тем не менее, Кириллу Фролову удалось ухватить одно утверждение, на котором строится вся логика спектакля. На первый план в новом «Строителе Сольнесе» выведены внутренние антитезы, прямо и косвенно заложенные в героях. Халвар Сольнес (Сергей Филатов), успешный архитектор, разрывается между самим собой, две его половинки никак не могут сойтись. С одной стороны, он достигает славы в своей области, но с другой, проходит через смерть детей и пожар, испепеляющий душу его жены и выжигающий все эмоциональные связи между ними. Занимаясь постройкой прекрасных домов, Халвар теряет способность возводить и возрождать главное – собственную семью. Другая прямая противоположность заложена в образе его жены фру Алины Сольнес и девушки Хельги, молодой поклонницы архитектора, которой он когда-то обещал подарить «королевство». Эти две роли в спектакле исполняются одной актрисой Юстиной Вонщик, она то зрелость, то юность, между возрастом героинь одномоментно исчезают все границы, он становится условным, обнажает предельную конкретность характера. Именно поиск утраченной юности, отказ от одного образа в пользу похожего другого доводит Халвара Сольнеса до безумия, заставляя его забыть накрепко вызубренный закон всемирного тяготения.

obC97
«Строитель Сольнес», как принято считать, вещь для театра почти неподъемная, по крайне мере, история не помнит особенно удачных примеров ее постановки, но создатели спектакля в театре им. Ленсовета отнеслись к этому положению достаточно иронично. В середине действия персонаж Александра Крымова Доктор Хэрдал зачитывает заметку из записной книжки, где говорится, что «Строитель Сольнес» обескураживает зрителя до такой степени, что он не понимает ровным счетом ничего. Это традиционно бутусовское отступление снимает напряжение, публика дружно расслабляется, в этот момент у всех одновременно включается чувство противоречия из серии «все не понимают, а я пойму», и происходящее на камерной сцене подвергается тщательному анализу.

Юрий Бутусов как идеолог, безусловно, чувствуется во всей постановке молодой труппы. Тень руинированности и хаоса наложена на оформление сценического пространства, это видится в анфиладе старых дверных проемов, сквозь которые пробираются Халвар Сольнес и Хельга. Не обошел стороной Кирилл Фролов и другой излюбленный прием Бутусова – работу с визуальным текстом. Фамилии персонажей, принимающих участие в определенных сценах, написаны на спинках стульев. Иногда кажется, что «Строитель Сольнес» живет благодаря нарочито усиленному звуку, пульсации от ударов каблучков или постукивания пальцем задают нервный, прерывистый ритм спектакля, слышится, что его метафорическое «сердце» из последних сил справляется с бешенными переживаниями внутри.

В недавнем интервью журналу «Театрал» Юрий Бутусов говорил о раздираемых противоречиях, в которых находятся все: «…Я не вижу ее [целостность] в окружающем мире. Никогда не встречал целостных людей. Человек хочет жить, но в то же время он маниакально стремится к самоуничтожению. В этом состоит главный парадокс». Эти ницшианские парадигмы как нельзя более точно подходят к настроению спектакля, в котором раздвоение личности достигает апогея. И в этом смысле нам повезло. Мы видим, как монолитная глыба академического театра им. Ленсовета, на некоторое время потерявшая чуткость к окружающим реалиям, потихоньку дает трещины, сквозь которые пробиваются молодые ростки. Вчерашние студенты, а ныне уже сформировавшиеся творческие единицы обладают тем, что так ценил французский художник Поль Сезанн в живописи Моне, говоря, что «Моне – это только глаз, но, Бог мой, какой глаз!». Отличающиеся красотой и яркой индивидуальностью, ребята смело ищут, анализируют и проецируют увиденное на сцену. Для них нет границ, и речь в данном случае идет не о браваде или самонадеянности, а о поиске идеала, характерном для их жизненного периода. Смелый, неожиданный, местами юношески-наивный и прямолинейный, не безошибочный «Строитель Сольнес» театра им. Ленсовета показывает, что это только начало интересного творческого пути.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра им. Ленсовета