Top.Mail.Ru

В поисках райского сада

Елизавета Ронгинская,- «Сцена», 2016, № 2

Автор пьесы «Жанна» - молодой драматург Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды. Произведение написано в 2013 году и уже появилось на сценах нескольких театров. Режиссер Мария Романова «дописала» пьесу, изменив финал и вычеркнув некоторые автобиографические истории. Преображение, на которое намекает драматург, в спектакле происходит значительно позже и при других обстоятельствах.

Сюжет незатейлив: от Жанны, руководителя крупного бизнеса, уходит мужчина, Андрей. Герой моложе Жанны почти в два раза и работает заместителем в ее фирме. Он уходит к 19-летней беременной студентке Кате. Жанна тяжело переживает расставание и мстит герою: просит никого из знакомых не брать Андрея на работу. Герой вкладывает скопленный миллион в строительство, но компания обманывает дольщиков. Раздавленный, без денег, жилья и паспорта, Андрей вместе с Катей и ребенком приходят к Жанне и просятся переночевать…

Режиссер додумывает историю Жанны (Елена Комиссаренко): героиня, лишив родительских прав Андрея (Иван Бровин) и Катю (Вероника Фаворская), воспитывает их сына, которому уже десять лет, а отношения их так и не сложились. Всё это крайне сжато во времени - зритель не успевает пережить изменения, произошедшие с персонажем. Финал дан больше с точки зрения режиссера и напоминает эпилог в романе. К тому же, открытый финал Пулинович дает больше возможностей для интерпретации.

Пьесы Пулинович очень подробны и просты, они дают простор для актерской импровизации. Сюжетные ходы интересны, диалоги – динамичны, пространственный и детальный мир исключительно конкретен. Пулинович пишет для театра, но театр принимает ее по-своему. В спектакле Марии Романовой нет никаких примет быта - прозаический план вытеснен поэтическим и экзистенциальным.

Эмиль Капелюш создает аскетичное постоянство: прозрачные листы пластика делят сцену на две части, являясь и пространством для видеопроекции, и некой стеной, отделяющей героев друг от друга, и зеркалом. Решение напоминает работу художника в спектакле «Пигмалион». Разница в функциональности сценографии: «Жанна» идет на Большой сцене театра, а «Пигмалион» - на Камерной, и здесь зеркала, в которых отражается героиня, подчеркивают ее одиночество и неприкаянность.

У Елены Комиссаренко получилась замечательная актерская работа: энергичная, с мальчишеской угловатой и динамичной пластикой актриса рисуют деловую женщину, привыкшую самостоятельно преодолевать трудности. Актриса проживает свои несчастья молча: она говорит себе: «Жанна, не плачь», и зрители понимают, чего стоит героине держать себя в руках. Несмотря на бесчеловечность поступков Жанны зрительские симпатии на ее стороне: режиссер подробно раскрывает, почему героиня стала такой.

Образы второстепенных персонажей даны с точки зрения Жанны, а иногда – ироничного режиссера, поэтому представлены в комическом ключе. Но комизм перерастает в трагедию.

Все мужчины в пьесе Пулинович – отцы, это их основополагающая характеристика. Андрей ради ребенка уходит от Жанны, совершает благой поступок. В конце концов это оценила и сама Жанна, когда поняла, что правила деловых отношений неприменимы в личной жизни, и что неумение прощать лишает человека счастья.

 

Елизавета Ронгинская