Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

В поисках чистоты и безупречности

Алла Травкина,- START UP. проект Союза театральных деятелей РФ. Декабрь 2016

«Венчание» Витольда Гомбровича, реж. Бениамин Коц. Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

 

Постановка польской пьесы «Венчание» Витольда Гомбровича - это не только режиссёрский дебют Бениамина Коца, но и драматургический дебют пьесы на российской сцене. Поляк Бениамин Коц – молодой выпускник СПбГАТИ (режиссерский курс Ю.М. Красовского). В свою команду он взял таких же молодых, остро чувствующих время, ребят, готовых к любым экспериментам.

Малая сцена Театра им. Ленсовета почти пуста. Темные стены, ампирные люстры под тюлевыми навесами, больше напоминающими паутину. За двумя столами сидят артисты, наблюдают за рассадкой зрителей. Время от времени они наклоняются друг к другу, тихо перешептываются, будто заговор плетут. Раз! Спектакль начинается, и ты проваливаешься в сон, в видение, в болезненный бред, вслед за человеком, не осознающим реальность. Он оказывается на развалинах то ли кабака, то ли родного дома. Или это уже развалины нашего мира? Потерянным и напуганным предстает перед нами главный герой пьесы – Хенрик в блестящем исполнении Сони Никифоровой. Это и не мужчина, и не женщина – это просто человек, рожденный здесь и сейчас, на обломках этого трактира. Компанию ему составляет его друг – Владо (Сергей Филатов) – ироничный Дон Кихот, верно следующий за своим другом; он кажется единственным реально существующим, адекватно мыслящим человеком из плоти и крови.

Сон – не сон, явь – не явь. Обесцвеченный мир, в котором полностью отсутствуют эмоции, лишь сухое восприятие происходящего. И уже родители Хенрика оказываются держателями трактира, а его невеста Маня (Вероника Фаворская) - поруганной девкой - прислугой. Хенрик, стремясь вернуть прошлое, начинает рушить все вокруг себя, сначала будто бы играя в «предлагаемые обстоятельства», но все больше и больше увлекаясь этой игрой, начинает отождествлять ее с реальной жизнью. Следуя своим слепым убеждениям, наделяет отца королевской властью, дабы тот провел обряд венчания с девушкой, которую он упорно считает чистой. Традиции для него непреложны – венчание может быть только с девственницей.

«А вы в Бога веруете?» - такой простой вопрос переворачивает происходящие куда-то на 90 градусов. Сергей Волков – злой гений этого спектакля. Он и Пьяница, но трезвее всех вокруг, он и глуп, но умнее всех вокруг. В этом мире сна он чувствует себя как рыба в воде. Ходит за Хенриком, натравливая его на отца. Тот сопротивляется, но лишь первое время, не до конца веря в реальность происходящего: «я проснусь... и вы все исчезнете...». Почувствовав свою силу и власть, Хенрик свергает и прогоняет отца, сам становясь Королем. Он отрицает существование бога, но сам хочет стать богом для себя и подданных, чтобы лично освятить свое венчание. Мысль о достойном традиционном обряде заполняет всё сознание Хенрика. Но новая интрига уже сплетена. Его невесту Маню ловко, не без помощи Пьяницы, подсовывают в объятия Владо, и эта сцена фотографической карточкой отпечатывается в голове Хенрика, разжигая в нем сокрушительную ревность, подмявшую под себя жизнь верного друга. Герою кажется, что убрав все преграды, он достигнет необходимой чистоты и безупречности нового мира. Родители изгнаны, друг умер. Конец. Финита.

На обломках старого, разрушенного, рождается новый мир. Рождается человек в его экзистенциальном понятии. Сартр писал, что «человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога». Хенрик сделал свой выбор, создал себя, выстроил будущее. Следование традициям оказались для него важнее родителей, друга, важнее человеческой жизни. Но вполне может статься, что та новая действительность, им созданная, всей своей массой обрушится и подгребет под себя создателя.

Алла Травкина - студентка театроведческого факультета ГИТИСа. Курс Бориса Любимова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр