Top.Mail.Ru

В ожидании жизни

Лена Фролова,-

Современный норвежский драматург Юн Фоссе становится все более популярным в театральном мире. Его называют наследником традиций Генрика Ибсена, а в России и, в частности, в Санкт-Петербурге, его произведения не раз служили поводом для новых постановок. Одно из самых известных и сокровенных произведений Фоссе «Сон об осени» переработал для постановки на сцене театра им. Ленсовета режиссер Юрий Бутусов.


«Сон об осени» — это история мужчины и женщины во всевозможных вариация: муж и жена, мать и отец, сын и мать, любовник и любовница, бывший муж и бывшая жена. Если опустить все перепетии сюжета, то можно сказать, что Фоссе написал пьесу о жизни. Жизнь у него — это бег по кругу. Годы не закручивают спираль, а наоборот все повторяют и движут по зацикленной траектории. В 20, 50 и 60 лет человек остается тем же, чувствует то же, любит так же.


Любить — ключевое понятие для пьесы Фоссе. Чтобы жизнь продолжалась, дети рождались, люди умирали — для всего этого существует любовь. Человек не знает, что это такое, но определенно ее чувствует в любом возрасте. Такова творческая позиция норвежского драматурга.

 

Юрий Бутусов представляет зрителю свою версию «Сна об осени». Четырех персонажей пьесы на сцене воплощают три актера (Виталий Куликов, Ольга Муравицкая и Лаура Пицхелаури). Мужчину в молодости, Отца и Сына играет молодой актер Сергей Волков. Сквозным действием, связывающим все события и всех персонажей, становится ожидание. Кажется, что надеясь на встречу друг с другом, герои просто живут в режиме ожидании собственной жизни.

 

В постановке Юрия Бутусова есть еще один герой, который по силе эмоционального воздействия на зрителя равен актерам. Это театральная форма. Свет, музыка и драматическое действие в своем триумвирате выходят за пределы сцены.

 

Несмотря на внешнюю статичность героев, чувствуется их внутренняя динамика. Душевные вихри мыслей и чувств в период обостренности и взрыва находят выплеск в танце. В безмолвном языке движений можно прочитать и понять каждую фразу. Юрий Бутусов как искусный психолог с филигранной точностью вставил в спектакль пластические зарисовки.

 

В сценографии спектакля преобладает черный цвет — символ траура. По сюжету пьесы, главные герои (Мужчина и Женщина) после прерванных отношений впервые встречаются на кладбище. Именно это место в дальнейшем будет сводить остальных персонажей. Похороны как повод попрощаться - станут причиной для встречи.

 

Игра с предметами - также неотъемлемая часть «Сна об осени» Юрия Бутусова. Первое, что увидел зритель до начала спектакль, — это огромные черные воздушные шары, парящие у верхнего края сцены. В дальнейшем они оказывались то в руках персонажей, то рядом с ними. Как символ мимолетности воздушный шар подтверждал мысль о том, что жизнь коротка. Как шар существует в ожидании того, что его лопнут, так и человек живет в ожидании начала жизни и в страхе ее завершения.

 

Из творческой философии норвежского драматурга Юрию Бутусову удалось сделать многоуровневый по форме спектакль. Каждый его элемент наполнен смыслом, не бьющим зрителя своей откровенностью прямо в лоб, а таящий в себе всевозможные вариации. Спектакль позволяет порассуждать, в каком режиме ожидания жизни находится каждый из людей.