Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

В моей душе запечатлен портрет одной Прекрасной Дамы...

О. ВОЛКОДАТОВА,- На страже Родины, 1995, 18 февраля

Одной... А пока суть да дело, три дамы - актриса, режиссер и журналистка - сидели на кухне старой Петербургской квартиры, пили кофе и беседовали о разны пустяках. Правда, дамы пока были мало знакомы друг с другом, и поэтому разговор то вспыхивал, то затухал, как костер в дождливую погоду.
Потом было еще несколько встреч, и автору эти строк теперь уже трудно сказать, когда между актрисой Открытого театра Ириной Балай, режиссером Людмилой Мартыновой и мною возникло то, что называют доверительностью. А значит, я могла надеяться на искренность. Но сначала разговор об Ирине с режиссером, потому что именно у Мартыновой в Классическом театре Балай много и плодотворно работает.


- Людмила Николаевна, вам не кажется, что сегодня наметилась тенденция: актеры среднего поколения, много лет проработавшие в академических театрах, ищут выход творческой энергии в театрах - студиях, экспериментальных театрах, почти не поддерживаемых ни городом, ни прессой, зачастую совершенно неизвестных зрительской аудитории. Это что, один из способов выжить или что-то другое?
- Это другое. Это совсем другое, потому что та дополнительная нагрузка - и физическая, и эмоциональная. - которую актеры принимают на себя добровольно, работая в таких театрах, никаких средств для того, что вы называете выживанием, как раз и не приносит. Прежде всего, это возможность сыграть роль на уровне мечты, ту роль, которую они никогда не получили бы. Причин тут может быть множество, и одна из них - репертуарная политика театра. Ну, например, не ставит театр, в котором работает актер, Чехова или Бернарда Шоу. А для актера мир Чехова - это мир его мечты. Вы спросили о Балай. Я убеждена, что она не сыграла и половины предназначенных ей Богом ролей. Актриса громадного диапазона и, что очень важно, с сильно развитой самооценкой. Она точнее, чем кто-либо, может определить ту грань, за КОТОРУЮ переступать нельзя. Она никогда не возьмется не за свою роль.
- Даже если роль сулит известность, успех? Устоит перед соблазном?
- Когда есть свои точки отсчета, устоять легко. А у нее точка отсчета - роль и возможность жить в этой роли. Мы вводили ее в «Трех сестрах» на роль Анфисы, пожилой служанки. Честно говоря, я думала, что она откажется. Молодая, обаятельная, но для нее творческие ценности оказались важнее, чем внешняя житейская привлекательность. Ну, в «Сонетах» Шекспира вы ее видели сами...
- Да, видела. Я не театровед и не театральный критик и честно признаюсь в том, что не умею и на смогу разложить все по полочкам, пусть этим занимаются специалисты. Я могу говорить только о своих впечатлениях, впечатлениях человека, достаточно искушенного театром. Мне понравилось. А остальной вы поймете, если у вас хватит терпения дочитать эту статью до конца.
- Ирина, как у вас складывались отношения с режиссерами, с которыми вам приходилось работать? Вам случалось вступать в конфликты, испытывать на себе давление, трактовать роль не так, как вы ее чувствовали, и в конечном счете исполнять режиссерскую волю, так внутренне и не согласившись?
- Случалось, как и любой актрисе, но только я не назвала бы это конфликтом. Это было творческое борение, нормальный процесс, если режиссер и актер относятся друг к другу с уважением. Доказать ведь можно только в процессе творчества. Один вариант, другой, третий, четвертый. Либо я убеждала режиссера, либо он убеждал меня. Но честно говоря, я всегда чувствовала, когда и где делаю что-то не то. Никогда не упрямилась из принципа. А последний день перед премьерой для меня всегда был решающим. Дурацкая привычка не спать - и ничего с собой не поделать. И вот за эту последнюю ночь я могла все в роли переделать. Это было как чудо, какое-то прояснение.
- А если говорить о ваших партнерах, что вы 6ольше всего цените в них? Кто из них более близок творчески и по-человечески?
- Прежде всего чуткость. Мне кажется, что это одна[ из самых важных составляющих человеческих и творческих отношений. Почувствовать состояние другого человека и принять его. Помочь ведь можно не только словом, а иногда слова вообще не нужны. Вы же знаете, как у нас близко слезы. Если в трудный момент нас Трясти, как грушу, мы начинаем заливаться слезами и тогда уже тяжелый хвост неурядиц не отсечь никакими силами и ни о каком творчестве и речи быть не может. У меня были прекрасные партнеры: Толя Солоницын, увы, уже его нет с нами, Алексей Петренко. Никто, как они, не мог вернуть мне утерянное равновесие. Это была даже не актерская поддержка, а скорее, человеческая, вот это умение я ценю в своих партнерах превыше всего.
- Вы себя готовили, Ира, к этой жизни, ваша судьба - это осуществление ваш юношеской мечты? 
- Эго почти случайность. Я жила в Москве и мечтала о карьере певицы, но как конкурсное прослушивание - так у меня что-то со связками. О карьере драматической актрисы я и не думала. Потом Ленинград. Поступление в 1-й медицинский институт. Я думаю, из меня вышел бы хороший врач, потому что я сердобольная, потом случайно увидела объявление о наборе в школу-студию при ТЮЗе. Курс набирал Леонид Федорович Макарьев. Думаю: рискну. Конкурс, конечно, сумасшедший... А сама... нос в веснушках, росточек-сами видите, да и красавицей я себя не считала. И вот тут судьба... Первый, кто мне встретился в вестибюле ТЮЗа, был сам Макарьев, к нему-то я и пристала с расспросами. Мо ж е т быть, он тогда меня и приметил, а может быть, и потому, что на одном из туров, где нужно было петь, я пела «Мой Лизочек так уж мал», а потом «Аве Марию» Баха. Мне кажется, я и сейчас помню выражение лица Леонида Федоровича, когда он меня спросил: «Что вы будете петь?» - такое почти несчастное, потому что до меня все абитуриенты, как сговорившись, пели: «Ландыши, ландыши, светлого мая привет...». А училась я в блестящей компании: Ольга Волкова. Дима Барков. Ефим Падве, Нина Дробышева...
- Ира, в вашей профессии есть одно, как мне кажется, уязвимое место. Незаметно для себя, но заметно для нас. зрителей, актриса из воздушно - порхающей принцессы превращается в даму средних лет, потом в зрелую... Это больно?
- Нет, больно другое. Настоящую боль приносит только безвозвратная утрата. Есть роль, которую я мечтаю и обязана сыграть. Это роль в мюзикле «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда на музыку моего ушедшего из жизни три года назад мужа - композитора Леонида Балая. Он успел написать клавир, но оркестровки нет до сих пор, а это большая работа, за которую взялся американский композитор Дэвид Хаос. Я жду, когда он ее закончит. Это мюзикл о любви, о жизни, о человеческом духе, который мечется в поисках любви. Где, когда и кем будет поставлен этот мюзикл, сегодня даже предположить трудно, но мне кажется, что если он не будет поставлен и я не сыграю в нем, я не смогу завершить своей творческой жизни...
О. ВОЛКОДАТОВА.

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр