Top.Mail.Ru

В фокусе драмы

Надежда ТАРШИС«Петербургский театральный журнал», 2005, № 1 (39)


«Фокусник из Люблина» (по роману И. Б. Зингера). Театр им. Ленсовета. Режиссер Александр Нордштрем

 

 

Излюбленный штукарь (фокусник, искусник) - можно было бы поиграть словами. Ведь на сцене вереница любовей героя, артиста и Дон Жуана. Уже приходилось читать немудрящую рецензию с таким «мартовским» акцентом: герой путается в своих дамах, путается с ними.
Не тут-то было. Семен Стругачев играет иначе, играет другое. Его присутствие на сцене драматически весомо. Гротесковую подкладку создает горьковатый иронизм, принадлежащий как Зингеру, так и самому актеру. В любой вещи нобелевского лауреата молниевидным зигзагом мир раскалывается на две конфликтующие сущности. Чувственная, осязаемая плоть мира - и напряженный, не менее страстный интеллектуальный план, поиск философского смысла существования в мире исторически вздыбленном, сходящем со своей оси так явственно, что, кажется, слышен ее скрежет.
Постановщик Александр Нордштрем сам инсценировал роман, и он именно попытался воплотить сценически двуплановость письма Исаака Башевиса Зингера. Дощатый амфитеатр синагоги и интерьерные выгородки того или иного мирка, где так ждут героя, - это метаморфозы единой декорации (художник Ирина Долгова). Но дело даже не cтолько в оборотничестве места действия. Яша Мазур не вмещается в эти миры, обжитые женщинами, и более всего это чувствуют они сами.
Прощание с женой Эстер (Нина Скляренко) - начало спектакля. Она дождется его, но прежде герой пройдет сквозь целый лабиринт привязанностей. Нет, это не мироновские прелестницы от Нинетты до ах, Жоржетты. Фокусник из Люблина не скрывает своего душевного смятения. Донжуанский список, переливающийся всеми красками, обнаруживает всякий раз режущие грани соприкосновения с чужой судьбой. Щеголевато-усталый артистизм, с которым Яша Мазур показывает фокусы, развлекая дам, оттеняет глубокую драматичность его непрестанной внутренней жизни. Его легкость искусника, «штукаря» и сердцееда обманчива, он ищет почву под ногами, пытается свести разорванные пласты бытия. Артист убедителен в этом непрестанном ?душевном усилии, он магнетически приковывает к себе внимание. Внутренний голос героя встроен в действие полифонически, не однажды он звучит в спектакле - как некий императив, конфликтно сопрягаясь с содержанием текущей сцены, иногда комедийной, иногда мелодраматически окрашенной. Напев без слов в сопровождении аккордеона - страстный выплеск драматической сути Яшиного пути в спектакле. Эта музыка забирает и всех персонажей в единый круг. Драма веры и сомнений, поисков духовной опоры касается всех: и Фокусника, сквозь душу и ум которого прошла трещина, и, так или иначе, героинь - Эльжбеты и Магды, ?Зевтл, Эмилии и Галины. Есть у этой драмы и свои полюса - набожная Эстер и хозяйка притона мадам Милц.
Лабиринт привязанностей оказывается не чем иным, как лабиринтом существования. Женские лица и голоса - образ мира, нежный и жестокий, сплетенный в клубок противоречий. Актрисы ленсоветовской труппы создают впечатляюще богатую палитру обаятельной и требовательной женственности, томной и шумливой, изысканной и вульгарной: Елена Маркина, Ирина Основина, Галина Субботина, Анна Алексахина. Особенно стоит сказать о совсем молоденьких паненках, дочерях старших героинь, сыгранных молодыми же актрисами. Ревнивая привязанность к Фокуснику приводит акробатку Магду (Маргарита Иванова) к безудержно отчаянному бунту и гибели. Галина, которую в неожиданно остром рисунке играет Лаура Лаури, обезоруживающе (по-детски? по-женски?) капризна.

Яша Мазур берет на себя ответственность за них за всех, за все, попадает в капкан - и приходит к идее Бога, которую раньше горделиво отстранял от себя. Это Бог Эстер - и Яша возвращается к жене.
Глубокие вопросы к Богу и к себе - не простая и редкая материя для драматического актера. Обладающий редким комедийным даром, Семен Стругачев без натуги охватывает именно философский объем роли. Крайности сходятся. Ведь настоящего комика отличает максималистское видение своего персонажа в его отношениях с миром.
18 января в театре Ленсовета был бенефис Семена Стругачева, устроенный при участии фонда Николая Симонова. Ленсоветовцы умеют делать театральные праздники. Всенародно известный и любимый артист достойно выдержал шквал признательности со стороны коллег и зрителей. Конечно же, на сцене преобладали комедийные моменты, фонтаном бил великолепный стругачевский бурлеск. Яша Мазур явился однажды - когда Нордштрем дал ему на сцене в руки аккордеон. Мотив просверкнул и погас, но спектакль, слава Богу, жив и являет публике уникальную работу артиста. Впрочем, был ведь у него уже и Франц Кафка (в «Западне», постановке Анджея Бабицкого).

Надежда ТАРШИС