Жанр новой постановки Владислава Пази по пьесе Бернарда Шоу "Поживем - увидим!" в театре им. Ленсовета честно обозначен как приятная пьеса. И в этом несколько приниженном Гоголем слове (память сразу предлагает даму приятную во всех отношениях) - ключ к спектаклю. Задача доставить зрителю удовольствие для современного театрального режиссера может быть признана эпатирующей и даже авангардной. Драматический театр, да и музыкальный, давно ставят на первый план более глобальные проблемы, если не мироздания, то на худой конец микрокосм человека. Театр до сих пор считает своим долгом копаться в человеческих пороках и по возможности тыкать зрителя в разнообразные мерзопакости, которые только может представить воображение режиссера и драматурга. В постановке Владислава Пази даже сцена в зубоврачебном кресле, не говоря уже о журфиксах в приличной английской гостинице и романтических свиданиях на морском берегу, смотрятся в эстетике нарочитой красоты. Зритель хочет, чтобы ему сделали красиво, - он имеет на это право. Режиссер, конечно же, иронизирует, но не над неприхотливой потребностью неискушенного театрала, а над своими актерами, героями, пьесой. Благо, прежде всего сам текст такую возможность дает. Ирония Бернарда Шоу (в переводе Т. Литвиновой) обаятельна и заразительна. Она инициирует каскад шалостей в постановке и исполнении. Режиссер по ходу действия расставляет "ловушки" для актеров и зрителя, художник придумывает дурашливые костюмы в карнавальном финале, балетмейстер - игривые танцы. Легкость и комфорт как доминирующий прием ведут спектакль от начала до конца. Причем резвятся на сцене не только студенты Академии театрального искусства, но и маститые, умеющие себя продать актеры. Безупречны Олег Леваков и Юрий Овсянко, нескучная мастеровитость которых органично сосуществует с чуть подчеркнутой восторженностью студентов Александра Койгерова и Анастасии Самарской. Их героям досталось много шуток и забавных ситуаций. На долю дуэта Александры Камчатовой и Константина Хабенского выпала более сложная задача - сыграть пылкую любовь, но и здесь актерам помогает ирония не над чувством, а над неуклюжей реакцией окружающих по эту и по ту сторону рампы. Борис Мазо
|