Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«УТИНАЯ ОХОТА» В ТЕАТРЕ им. ЛЕНСОВЕТА

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», № 3 (28), 15 декабря 2020 – январь 2021

В легендарной пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» дождь – символ. Символ тоски и безвременья. Образ дождя – главный и в новом спектакле по этой пьесе в Театре им. Ленсовета. Вода на сцене льется красиво и щедро, прямо как в кино. Картинка завораживает. Вообще картинка у этого спектакля есть, как и в предыдущей работе Романа Кочержевского по «Мертвым душам» Гоголя. Живописность задают разноцветные костюмы художника Сергея Илларионова. Их палитра очень разная – от ярких, кричащих цветов до пастельных и темных красок. Они вписаны в белый фон декораций, как иллюстрации на странице книги. «Утиная охота» Романа Кочержевского в Театре им.Ленсовета уже не первый спектакль по знаковым произведениям русской литературы. Теперь режиссёр обратился к советской классике – «Утиная охота» получила широкую известность благодаря фильму «Отпуск в сентябре» с гениальным Олегом Далем в главной роли. Даль создал канон, идеал, к которому долгие годы стремились многие исполнители роли Зилова. «Утиная охота» в версии Кочержевского поставлена вне этой традиции. Как будто не было ни трагически оборвавшейся судьбы Вампилова, не менее драматической судьбы Олега Даля, Владимира Высоцкого, да и в целом интеллектуалов и художников эпохи застоя. Это поколение не испытало на своей шкуре страшных массовых репрессий предвоенных и военных лет, не успело поучаствовать в Великой отечественной войне, оно было сломлено и раздавлено не физически, а морально – высылками за границу, бульдозерными акциями, тотальной слежкой, негласными и гласными запретами. Не успев «надышаться» повеявшей свободой 60-х, люди снова ощутили властную руку государства, существенно сократившего границы дозволенного в брежневскую эпоху. О духовной безысходности, в общем-то, и писал Вампилов свою пьесу, об отсутствии свободы личности, без которой человек из индивидуальности превращается в посредственность. Финальный этап этого пути Вампилов показал в фигуре своего Зилова. Зилов не захотел превращаться в посредственность, предпочел смерть. Вампилов написал героя, который выламывался из рамок, принятых обществом, в данном случае советским. И аморальность его в некотором смысле – необходимый атрибут героя-бунтаря. В спектакле театра им. Ленсовета – Зилов в отчаянном и, я бы сказал, яростном исполнении замечательного артиста Виталия Куликова на поверку оказывается мелким пакостником, подлецом, запутавшимся в собственной лжи. Герой Куликова начинает с того, что разбивает в сердцах гитару, вдребезги, прямо на сцене, как рок-герой. Но все его дальнейшие метания отражают не мучительную экзистенциальную внутреннюю боль души, а судорожные попытки выкрутиться из жизненных передряг завравшегося алкоголика. В таком решении отчаяние превращается в фарс. Гораздо убедительнее, чем страдания главного героя, звучит тема приобретения новой квартиры, на эту сцену зал реагирует сразу, узнавая в ней вечно актуальный жилищный вопрос, подогретый в наше время ипотечными кредитами, в которых погрязли, кажется, все или почти все. Оживляет долгую канитель бытовых неурядиц Зилова и сам спектакль сцены с начальником Зилова – Кушаком, которого обаятельно играет Александр Новиков. Такого Кушака – веселого добряка, да еще и с чувством собственного достоинства, с самолюбием, которое он до последнего пытается прятать, честно говоря, видеть в многочисленных версиях этой пьесы не приходилось. Роль Новиковым сделана легко, изящно и уверенно. Артист заметно выделяется на фоне других ясным пониманием, что и зачем он играет. Обычно, Кушак – комедийный персонаж - солидный мужчина, пытающийся ухлестывать за молоденькой девушкой, обманутый старик, вызывающий иронию и смех. Новиков идет дальше простой комедийности. Его Кушак берет себе, насколько это возможно, зиловские черты. Он глубоко неудовлетворен собственной жизнью. И эта потаенная боль, которая прячется за маской успешности внешне довольного собой, позитивного человека, у которого жизнь удалась, выплескивается в спектакле в отчаянном барабанном соло, которое играет артист прямо на сцене. Актёр затронул очень актуальную тему в сегодняшнем обществе – устойчивый тренд успешности. И в небольшой роли прекрасно раскрыл её. Прекрасной Лауре Пицхелаури, сыгравшей Галину, страдающую от безумств Зилова жену главного героя, ясности в понимании своего места в этом спектакле в отличие от Александра Новикова пока сильно не хватает. Галина в её исполнении эффектная, сексуальная, изящно застывающая в изломанных позах, ничем не напоминает простых, сердобольных русских женщин, какими мы привыкли видеть вампиловских героинь. Ее Галина – современная вполне самостоятельная женщина, которая в сущности давно поставила крест на муже. И нянчается с ним скорее по привычке, чем по доброте душевной. Третий ключевой персонаж пьесы – официант Дима (его играет артист Олег Фёдоров). Официант из «черного человека» Зилова, каким его написал Вампилов, превращается в чистую функцию. Федоров играет официанта, просто официанта-бармен, делает это очень профессионально. Но не слугу просцениума в этой роли вывел Вампилов, а халдея и вечного хама, который при любом строе и ситуации будет чувствовать себя уверенно и хорошо. После увлечения создателями сериалов временем 1960-70-х гг. эта тема перекочевала и на театральные подмостки. Вместе с интересом к благополучному советскому прошлому вернулся и интерес к драматургии тех лет. Но «Утиная охота» Вампилова сильно выбивается как на фоне других текстов самого автора, так и советских пьес тех лет. Она символична по своей природе, и это сближает её с европейской драматургией второй половины ХХ века. В этом тексте происходит встреча чеховской традиции в драматургии и европейской традиции экзистенциальной драмы. Символов в ней гораздо больше, чем реалий советского быта. «Утиная охота» в Театре им.Ленсовета продолжает линию постановок Юрия Бутусова, но масштаб спектакля, уровень заявленных в нем проблем, к сожалению, несоизмеримо меньше даже не самых удачных спектаклей Бутусова. Ученику предстоит долгий путь, чтобы догнать Мастера. И важно, что Роман Кочержевский не боится этот путь продолжать. Владимир Кантор

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр