Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Утиная охота как попытка остановить время. Премьера в театре им. Ленсовета

Елизавета Ронгинская,- Zond News, 29 сент. 2020

Утиная охота как попытка остановить время. Премьера в театре им. Ленсовета

Пустые глазницы дома смотрят в темноту, стены прислушиваются к шуму дождя и ветра, выхватывая отдельные фразы из разговоров прохожих. Дом уже не хранит былое тепло, лишь является надгробием своему светлому прошлому. В премьерном спектакле Романа Кочержевского «Утиная охота» чувства между главными героями давно угасли, хотя они тщетно пытаются вернуться к своему счастью. Мотив непрекращающегося дождя, который рисует безрадостное состояние души героев, является одним из центральных в спектакле. Герои захлёбываются во всемирном потопе страстей, глотают ртом воздух, пытаются удержаться на плаву в этом стремительно меняющемся мире.

Режиссер откладывал премьеру полгода: перед началом пандемии в театре Ленсовета состоялся главный прогон, а затем наступила томительная пауза ожидания снятия ограничений, которая, несомненно, смогла обогатить спектакль, наполнив не только Зилова, но и всех остальных персонажей тоской-мечтой об обретении гармонии.

 

Кажется, что главный герой Зилов в исполнении Виталия Куликова исключительно легкомысленный человек, который пытается убежать от проблем. Жизнь все время стремится отрезвить его, с каждым днём посылая более серьёзные испытания, он на несколько минут останавливается в своей безумной гонке и жажде удовольствий, но затем вновь стремится им навстречу, подхваченный эмоциональным потоком. Проблемы в семейной жизни, накалившаяся ситуация на работе, ненужный роман, смерть отца, отъезд жены – цепочка обстоятельств, которая рикошетит от эгоизма Зилова и абсолютного равнодушия к человеческим эмоциям, с каждой минутой все туже затягивает петлю на его шее. Виталий Куликов играет небрежного в словах, себялюбивого человека, поступки которого вызывают отторжение. Но если разобраться и копнуть поглубже, оказывается, что этот человек просто не умеет справляться с трудностями: его инфантильное сознание лишь подсказывает ему пути побега от проблем. Герой чувствует, что обязательств становится все больше, а привычка жить в свое удовольствие не позволяет изменить свое отношение к жизни и требует постоянной подпитки. Но от себя не уйдешь, и никакая мечта вроде утиной охоты не поможет разобраться с самим собой, лишь оттянет на время решение вопросов.

 

В пьесе Александра Вампилова смещены временные пласты – настоящее постоянно перемешивается с воспоминаниями прошлого, которое пытается отрефлексировать герой. Его настойчивая мысль об утиной охоте, которая принесет ему блаженное ощущение слияния с природой, безответственное спокойствие – пронизывает спектакль, это мечта героя, которая греет его душу, озаряя светом. Именно там он сможет остановить время, оказаться в блаженном одиночестве, растворясь в мире. Постоянная активность персонажа и его шутливая небрежность, включение во всевозможные события, едкие и точные замечания определяют в нем интеллектуальную личность, которая хочет забыть о грузе мыслей, накопившихся в голове. Череда событий вполне естественна и закономерна: жизнь не прощает человеку того, что он забывает о своей душе.

 

Лаура Пицхелаури играет Галю, жену Зилова. Она на контрасте с ним всегда натянута, как струна, напряжена, недоверчива и нервна. В совместных сценах с Виталием Куликовым актриса протяжна и подробна эмоционально, работает на контрасте темпоритмов и проживания ситуации. Это зеркало души главного героя, рефлексирующий персонаж, на котором впрямую отображаются все поступки мужа. В сцене новоселья она единственная, кто не участвует в пьяном угаре, одинокая и несчастная. Сдержанная, испытывающая боль – она душа Зилова, томящаяся в безумном теле. Галина всегда со стороны оценивает его поведение, олицетворяет некую живую правду, от которой герой тщетно пытается скрыться. Зилов несколько раз произносит: «Ты еще здесь?», надеясь на то, что он, наконец, не будет видеть эти ясные глаза, в которых отображается вся глубина его падения. Зилов бежит от жены, как Дориан Грей бежал от своего портрета, он измучил собственную душу бездумным и абсолютно безответственным поведением. Режиссёр транслирует в образе Зилова современное поколение молодых людей, стремящихся жить здесь и сейчас, не задумывающихся о последствиях и тем самым обманывающих самих себя.

Световая работа Гидала Шугаева замечательна: находящиеся в потоке дождя и сияния люди, словно обуреваемые каждый своими страстями и проблемами, рисуют свой индивидуальный образ. В финальной сцене словно иконописный лик Галины, подсвеченный одной лампой, рисует окончательную смерть души, а вместе с тем и надежды на спасение главного героя. Тени персонажей обогащают смысл и добавляют свои художественные коннотации: от человека остается только легкий силуэт, когда он забывает о духовных ценностях. В то же время игра теней подчёркивает невозможность диалога между близкими людьми и одиночество человека, который, казалось бы, является всеобщим любимцем.

 

Художником по сценографии является сам режиссер, метафорично мыслящий. Роман Кочержевский создал мобильное пространство: стены домов, как в фокусе, молниеносно превращаются в квартиру Зилова, офис, кафе «Незабудка». Несмотря на кажущуюся реалистичность повествования, периодически зрителям напоминают, что все события – мысли героя, подсвеченные под определенным углом. Поэтому сцены и детали, будь то пронзенная стулом-кольями Галина, которая не смогла оправиться после последнего предательства или стеклянные банки со свечами – символами души, которую еще не смог затопить дождь невзгод – крайне изобразительны.

Чудесна работа Александра Новикова, играющего обаятельного начальника Кушака, представленного со всеми своими слабостями, но вызывающего сочувствие. В одной из сцен он напоминает Николая Ивановича из «Мастера и Маргариты», тоскующего по ускользнувшему счастью. Артист с юмором и любовью рисует образ пытающегося молодиться, неуверенного человека, который хочет жить согласно философии Зилова, но у него это плохо получается. Образы друзей и коллег Зилова довольно остры в проявлении качеств, режиссёр стремился подчеркнуть характерную черту каждого: деловитость Валерии (Анастасия Дюкова), показное легкомыслие Веры (Наталья Шамина), непосредственность Ирины (Лидия Шевченко), чувство собственного достоинства Официанта (Олег Федоров), зависимость Саяпина (Федор Пшеничный) и романтичность Кузакова (Александр Крымов). Все они – близкие Зилова, со своими недостатками, люди, которых оказался достоин персонаж.

 

Звонки Зилова в бюро погоды – некая попытка найти виноватого в том, что его мечте кто-то помешал осуществиться, провоцируют следующий вопрос: кому звонить и узнавать насчет неудавшейся жизни – Господу Богу? Зилов, как инфантильный подросток, обижается, когда что-то идет не по его планам, и люди принимаю решение без интереса к его мнению. Он постоянно играет и фантазирует: то пытается вернуть счастливый вечер любви, то драматически разговаривает через закрытую дверь с женой, то представляет, как будут вести себя окружающие, когда он умрет, то подхватывает шутку с собственными поминками. Финал пьесы преподнесен режиссером в отрыве от первоисточника: Зилов самостоятельно принимает решение не застреливаться, отвлекшись на телефонный звонок. Мелкие события жизни вновь мешают ему поговорить

с самим собой. Снимая сливки впечатлений, герой лишает себя глубинного чувства и не дает себе повзрослеть, перейти в другую смысловую и человеческую категорию. Да, я говорю и о кризисе среднего возраста и постижении своего места в жизни – с подведением всевозможных итогов и горечи понимания, что не всего удалось достичь. Бег времени можно остановить в том случае, когда человек знает себя и чувствует, что может психологически справиться со всеми напастями и найти правильное решение. Для этого важно не волноваться и быть разумным – то, что советует Официант своему другу, не умеющему хладнокровно стрелять в уток, но разбивающего сердца своих близких, даже не задумываясь об этом.

 

Елизавета Ронгинская

фото: Виктор Васильев

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр