Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Улыбнуться своему азарту

Игорь Владимиров,- «Петербургский театральный журнал», 2001, № 26

В «Корабелке» нас учили и научили на всю жизнь, что корабли плавали до нас и будут плавать после. Как профессор Театрального института, я мечтаю внедрить в сознание и донести до сердца каждого из будущих актеров истину: театр был до нас и будет существовать после...
Я всегда считал и считаю, что актер есть высшая и конечная инстанция театрального искусства, потому что именно он соприкасается со зрителем, принимает на себя все хорошее и плохое...
Мои претензии к актеру - отнюдь не брюзжанье. Они продиктованы желанием «умереть в актере», будучи спокойным за то, что он сам все знает, все умеет и - самое главное - даст мне умереть в нем спокойно, без особых мучений. И чтобы зритель понял, что я был... Думаю, что работать в нашем театре можно только при одном условии - если ты получаешь не просто удовольствие, а наслаждение, когда тебе радостен сам факт, что ты сегодня придешь в театр и будешь репетировать, что вечером выйдешь на сцену и будешь играть. На репетициях в нашем театре режиссером создается атмосфера, быть может, излишнего демократизма, потому что именно в такой атмосфере артист лучше всего раскрывается. Я не могу прозакладывать голову, что это правильно, потому что для этого нужен артист, который понимает разницу между демократизмом и амикошонством. Я должен чувствовать, что он в ладах с юмором, что он хорошо знаком с литературой, что у него умные глаза, что он музыкален, хорошо двигается, слышит партнера...
Актер, не охваченный радостью игры, - вял, неэнергичен. Он может быть тонким психологом, аналитиком человеческих чувств, может приковывать наше внимание разнообразием нюансировок, но мне всегда будет не хватать в нем главного, от чего люди выходят из театра с просветленными лицами...
Актера, который находится в игровом состоянии, не держат цепи долга перед мировым театром. Современному актеру мерещится множество химер: личность писателя, личность режиссера, осуждающий взгляд окружающих. Когда же начинается игра, он ощущает блаженное состояние свободы. <...>
Привести актера в состояние игры - это значит открыть все его внутренние клапаны: в игре ничто не страшно и ничто не стыдно. В игре он может стать подлинно искренним, стать готовым исповедоваться не только в добродетелях, но и в грехах. <...>
В своих спектаклях я стремлюсь выйти за пределы рациональной логики не с тем, чтобы утвердить алогизм жизни, а, напротив, чтобы выявить ее логику, которая намного сложнее и глубже наших представлений. Истинная логика раскрывается в борьбе с поверхностной, видимой. Мне кажется, истина отличается от правды тем, что она неправдоподобна, неожиданна, парадоксальна.
Без юмора я не представляю себе театра, ибо без юмора я не представляю себе жизни. Тот человек, который не обладает чувством юмора, умирает очень рано, потому что у него нет никакой защиты от неприятностей, которые на него сваливаются...
Записи, которые велись на репетициях (речь идет об «Игроках»), составили всего несколько страничек. В сущности, все рассуждения ограничились формулировкой главного конфликта и «обговором» характеров. Все остальное записи не поддавалось. Было достаточно жеста, интонации, какого-то «петушиного» языка. Случайно зашедшему человеку происходящее на репетициях показалось бы коллективным бредом... Мы искали, пробовали, ошибались, заходили в тупики, возвращались, но все это не на словах, а в игре, в том странном существовании, когда актер в каждую минуту пребывания на сцене вкладывает всего себя и в то же время в любую секунду готов отключиться, отказаться от только что сделанного, улыбнуться своему азарту...
Игра... Я заглянул в «Театральную энциклопедию» и прочел нечто показавшееся мне анекдотическим: «Игра - создание при помощи средств актерской выразительности (речь, жест, движение, мимика) художественного образа на сцене, эстраде, в кино». Не надеясь ни на что более серьезное, открыл Большую Советскую Энциклопедию: «Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Вопрос о соотношении игры и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в игре специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу: „Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет... И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условно знаковой сфере...» Прочел подпись под статьей - Ю. М. Лотман. И ощутил непреодолимую потребность сказать: «Спасибо, Юрий Михайлович». Как давно сказал Шекспир, что «весь мир играет», как привычно повторяем мы эти слова и как мало вдумываемся во всю глубину и мощь понятия, которое за ними стоит...
Высшая точка игры - кураж, который необходим как в Лабише, так и в Чехове и Шекспире. Должно быть ощущение, что актера долго держали взаперти и вот наконец-то он вырвался на сцену и играет на воле. Очень многое зависит от азарта, от заряженности энергией. Страшное зрелище - актеры, которые выходят на сцену, как на службу. Они ошиблись в выборе профессии.
Ситуация, в которой у актера создается обманное в известной степени ощущение, что это все придумал он сам, - желанный результат моих репетиций. Когда актер сознает, что он может сам что-то придумать, он начинает себя уважать. Фонтанировать предложениями.
Остается только повернуть его в нужном направлении.
Игорь Владимиров

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр