Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Удаль казацкая или «Беглец» в поисках любви

Валентина Казакова,- Musecube, 10.12.2017

В Театре имени Ленсовета – премьера. Молодой режиссер Айдар Заббаров, ученик Сергея Женовача, решил перенести на сцену «Казаков» Льва Толстого. Это повесть о молодом юнкере, по долгу службы оказавшемся на Кавказе. Пару веков спустя она все так же актуальна — национальный вопрос с каждым годом звучит все громче.+

Спектакль называется «Беглец». Главный герой – Оленин – сбегает от постылой московской жизни, не видя в ней особенного смысла, и с горячностью, так свойственной юности, сполна окунается в атмосферу Кавказа. Все здесь кажется ему до того привлекательным, что он поневоле становится наблюдателем и отходит на второй план. Актер Александр Крымов делает своего героя скромным и восторженным молодым человеком, явно не вписывающимся в лихую и разнузданную казацкую жизнь. Она показана широкими мазками, наполнена войной и дружбой, кровью и водкой. Эти атрибуты сполна воплощаются в Лукашке – удалом казаке, убившем абрека и поэтому ставшем героем станицы. Роль Лукашки прекрасно сыграл Иван Батарев. Красивый, статный мужчина, он является воплощением силы и лихости. Однако это не повод для любви неприступной Марьянки, которая собирается за него замуж скорее по воле родителей.

Порой создается впечатление, что главный герой — именно Лукашка, потому что Оленин играет лишь двумя красками: наивностью и счастьем. Ему сложно сопереживать – он эмоционален, но в тоже время скучен – все внимание удерживают казаки. Именно так режиссер решил образ молодого юнкера. Он ходит по гротескному вороху писем, полученных из Москвы. Они требуют ответа, но остаются без внимания. Демонстрируя пренебрежение к прошлой жизни, Оленин всеми силами старается быть своим среди казаков.

Принимают ли они его или терпят – вопрос неоднозначный. Противостояние с Лукашкой выливается в состязание кто кого перепьет, заканчивающееся братанием. Вино из огромных баклаг в буквальном смысле заливает всю сцену, решенную в виде деревянных помостов. Декорации отсутствуют почти полностью, спектакль поставлен с элементами гиперреализма. Если на сцене льется вода — она заливает весь пол, если вино — хлещет через край. Когда Лукашка в пьяном угаре рубит шашкой огурцы — запах идет на весь зал. Видимо, с помощью этого приема режиссер передает зрителю свое видение казачьего быта.

В первую очередь Оленин очарован Лукашкой и его одностаничником Ерошкой – старым казаком, воплощающим собой мудрость и жизненный опыт. Главный герой влюбляется не только в Марьянку, хотя и говорит, что полюбил женщину впервые. Его чувство показано платоническим – девушка для него — скорее символ Кавказа, а не та, с кем идут под венец. Любовь в пьесе становится странной субстанцией, которую трудно почувствовать в большинстве героев. О ней говорят, но создается впечатление, что это только слова. Любовь заслоняют то страсть, то жажда завладеть женщиной, то месть, которая в итоге оборачивается для Лукашки трагедией.

Всего текста великого писателя не уложить в двухчасовой спектакль. Описание природы и быта казаков передается лишь небольшими фразами Немой — девушки, сестры Лукашки. Создается впечатление, что режиссер вводит ее в спектакль в качестве авторского голоса. Любовь в ней есть, и немалая, а потому она и становится то пульсирующим нервом пьесы, то ее сдерживающим началом, дарящим героям истинное успокоение. Постановка, несомненно, передает неспокойную атмосферу Кавказа, показывая, насколько чужим здесь может быть пришлый человек. В финале Оленин сбегает и отсюда.

После спектакля остается ощущение недосказанности: видимо, предполагается, что зритель должен быть знаком с текстом повести. Без этого спектакль не складывается воедино – слишком много в нем отрывистых, но в то же время мощных сцен. Будем надеяться, что спектакль постепенно найдёт свой язык и обретет законченную форму. Не стоит забывать, что Толстой труден для переноса на театральные подмостки. Пожелаем молодому режиссеру успеха в этом нелегком деле!

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Юлии Смелкиной, предоставленные организаторами

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр