Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Удаль казацкая или «Беглец» в поисках любви

Валентина Казакова,- Musecube, 10.12.2017

В Театре имени Ленсовета – премьера. Молодой режиссер Айдар Заббаров, ученик Сергея Женовача, решил перенести на сцену «Казаков» Льва Толстого. Это повесть о молодом юнкере, по долгу службы оказавшемся на Кавказе. Пару веков спустя она все так же актуальна — национальный вопрос с каждым годом звучит все громче.+

Спектакль называется «Беглец». Главный герой – Оленин – сбегает от постылой московской жизни, не видя в ней особенного смысла, и с горячностью, так свойственной юности, сполна окунается в атмосферу Кавказа. Все здесь кажется ему до того привлекательным, что он поневоле становится наблюдателем и отходит на второй план. Актер Александр Крымов делает своего героя скромным и восторженным молодым человеком, явно не вписывающимся в лихую и разнузданную казацкую жизнь. Она показана широкими мазками, наполнена войной и дружбой, кровью и водкой. Эти атрибуты сполна воплощаются в Лукашке – удалом казаке, убившем абрека и поэтому ставшем героем станицы. Роль Лукашки прекрасно сыграл Иван Батарев. Красивый, статный мужчина, он является воплощением силы и лихости. Однако это не повод для любви неприступной Марьянки, которая собирается за него замуж скорее по воле родителей.

Порой создается впечатление, что главный герой — именно Лукашка, потому что Оленин играет лишь двумя красками: наивностью и счастьем. Ему сложно сопереживать – он эмоционален, но в тоже время скучен – все внимание удерживают казаки. Именно так режиссер решил образ молодого юнкера. Он ходит по гротескному вороху писем, полученных из Москвы. Они требуют ответа, но остаются без внимания. Демонстрируя пренебрежение к прошлой жизни, Оленин всеми силами старается быть своим среди казаков.

Принимают ли они его или терпят – вопрос неоднозначный. Противостояние с Лукашкой выливается в состязание кто кого перепьет, заканчивающееся братанием. Вино из огромных баклаг в буквальном смысле заливает всю сцену, решенную в виде деревянных помостов. Декорации отсутствуют почти полностью, спектакль поставлен с элементами гиперреализма. Если на сцене льется вода — она заливает весь пол, если вино — хлещет через край. Когда Лукашка в пьяном угаре рубит шашкой огурцы — запах идет на весь зал. Видимо, с помощью этого приема режиссер передает зрителю свое видение казачьего быта.

В первую очередь Оленин очарован Лукашкой и его одностаничником Ерошкой – старым казаком, воплощающим собой мудрость и жизненный опыт. Главный герой влюбляется не только в Марьянку, хотя и говорит, что полюбил женщину впервые. Его чувство показано платоническим – девушка для него — скорее символ Кавказа, а не та, с кем идут под венец. Любовь в пьесе становится странной субстанцией, которую трудно почувствовать в большинстве героев. О ней говорят, но создается впечатление, что это только слова. Любовь заслоняют то страсть, то жажда завладеть женщиной, то месть, которая в итоге оборачивается для Лукашки трагедией.

Всего текста великого писателя не уложить в двухчасовой спектакль. Описание природы и быта казаков передается лишь небольшими фразами Немой — девушки, сестры Лукашки. Создается впечатление, что режиссер вводит ее в спектакль в качестве авторского голоса. Любовь в ней есть, и немалая, а потому она и становится то пульсирующим нервом пьесы, то ее сдерживающим началом, дарящим героям истинное успокоение. Постановка, несомненно, передает неспокойную атмосферу Кавказа, показывая, насколько чужим здесь может быть пришлый человек. В финале Оленин сбегает и отсюда.

После спектакля остается ощущение недосказанности: видимо, предполагается, что зритель должен быть знаком с текстом повести. Без этого спектакль не складывается воедино – слишком много в нем отрывистых, но в то же время мощных сцен. Будем надеяться, что спектакль постепенно найдёт свой язык и обретет законченную форму. Не стоит забывать, что Толстой труден для переноса на театральные подмостки. Пожелаем молодому режиссеру успеха в этом нелегком деле!

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Юлии Смелкиной, предоставленные организаторами

Экскурсии

Уважаемые зрители! 27 марта в рамках программы «Всемирный день театра» приглашаем вас на бесплатные групповые экскурсии по театру. Экскурсию проводит зав.музеем театра им.Ленсовета Вера Николаевна Матвеева.

Подробнее

«МЕДЕЯ» в Москве

20 февраля спектакль Евгении Сафоновой «МЕДЕЯ» будет показан в Москве на Малой сцене Театра Наций в рамках программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». Начало в 20.00.

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 27 марта на Большой сцене вместо спектакля «Смерть коммивояжера» будет сыгран спектакль «РЕВИЗОР». Начало в 19.00. Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Подробнее

Последний спектакль

Уважаемые зрители! 25 марта спектакль «Кабаре Брехт» будет сыгран в последний раз.

Абонементы

Уважаемые зрители! С 4 февраля 2019г. открыта продажа комплектов билетов по специальной цене на спектакли, заявленные в репертуаре театра на февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр