Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ученик Юрия Бутусова выпустил первый самостоятельный спектакль

Светлана Мазурова,- РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 26.06.2019

 

Театр имени Ленсовета выпустил премьеру - "Мертвые души", сочинение по одноименной поэме и другим текстам Николая Васильевича Гоголя.честве режиссера, в частности ассистента Юрия Бутусова, экс-худрука театра. И третья постановка в репертуаре театра по произведениям Гоголя: еще есть "Ревизор" Сергея Федотова (Пермь), "Город.Женитьба.Гоголь." Юрия Бутусова.

Это первая самостоятельная режиссерская работа актера Романа Кочержевского, уже давно работающего и в каСо школьных лет всем известно: отставной чиновник Павел Иванович Чичиков посещает помещиков - со своей странной просьбой о купле-продаже "мертвых душ". Коробочка, Плюшкин, Собакевич, Манилов, Ноздрев… Но в "Мертвые душах" Кочержевского и компании все по-новому, не так, как в хрестоматийной книге. Герои - из другого времени, совсем не XIX век. Не дома помещиков, а обыкновенные квартиры с телевизорами.Звучит современная музыка. Разве что Плюшкин узнаваем. Блестяще играет его ведущий актер труппы Сергей Мигицко. "Это бес, а не человек". "Такой скряга, какого вообразить трудно". Прибедняется, говорит, что у него есть нечего. Продукты гниют, а крестьян голодом морит, всех считает ворами и мошенниками. Всё как у Гоголя.

Порой не понятно, кто есть кто. Возникает подсказка - крупными буквами на экране: Маниловы. Ноздрев…Чичикова играет то Федор Пшеничный, то вдруг Виталий Куликов (он же - Собакевич), то Сергей Перегудов (он же - Ноздрев).

Корреспондент "РГ" расспросила создателей о новой работе.

Александр Новиков - Манилов

В "Ревизоре" вы - Земляника, в спектакле "Город.Женитьба.Гоголь." - Жевакин. И снова встреча с Гоголем.

Александр Новиков: Когда-то в нашем театре был великий - без преувеличения - спектакль "Игроки" по Гоголю, шедевр Игоря Петровича Владимирова. Он шел 20 лет, и мне посчастливилось 10 последних из них играть Глова-младшего. Вообще Гоголь меня постоянно "преследовал". Я поступал в институт с отрывком из "Женитьбы", потом играл во время учебы - и все время Подколесина. И бутусовскую "Женитьбу" очень люблю, нежный, близкий мне спектакль.

Гоголь - это невероятные объемы, содержания, это даже больше чем сиюминутное попадание в сегодняшнее время, в нашу жизнь.

Каким было ваше школьное восприятие поэмы Гоголя?

Александр Новиков: Мне всегда казалось, что "Мертвые души" - пристальное сосредоточение на помещиках, компании людей, которая у Гоголя распределена в таком порядке: Маниловы, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Не случайная, по-моему, последовательность, в которой Чичиков посещает помещиков. Гоголь всматривается в этих людей через серьезную увеличительную оптику. Это ощущение не покидало меня во время репетиций. "Мертвые души", конечно, очень о многом, но сегодня мне кажется, что важнейшая тема этой поэмы - паразитирование на мертвых, страшная и безумно актуальная.

Трудно представить, что есть зрители, которые идут на "Мертвые души", чтобы узнать сюжет и все для них впервые. Хотя, к сожалению, есть в зале и такие. Но спектакль - не пересказ произведения, а сложная композиция, в которой сплетаются разные сюжеты и создают сверхсюжет.

А какая роль в "Мертвых душах" вам приглянулась?

Александр Новиков: Мне нравится способ, которым часто пользовался Юрий Николаевич - роли во время распределения не уточнялись. И в процессе работы каким-то странным образом распределение само вдруг возникало. Конечно, бывали и другие случаи - когда сразу было распределение по ролям, например, в "Женитьбе". Здесь довольно быстро Рома поручил мне заниматься именно ролью Манилова.

Мы сознательно сделали "Мертвые души" спектаклем уже сложившихся дуэтов. И Анна Ковальчук с Сергеем Перегудовым, и Лаура Пицхелаури с Виталием Куликовым, и мы с Натальей Шаминой до этого много играли вместе, и это в "Мертвых душах" проросло каким-то особым смыслом.

Не боитесь, что на спектакль поведут классами школьников?

Александр Новиков: Пока с чудовищной ситуацией культпоходов мы не столкнулись. Театр и культпоход - взаимоисключающие вещи, этому надо как-то противостоять.

Кочержевский - ученик Бутусова, с которым вы много работали. Чувствовали сейчас "руку мастера"?

Александр Новиков: Мы заряжены бутусовским театром, но у Кочержевского - своя человеческая интонация. Он прекрасный артист, и восемь лет, которые мы провели с Бутусовым, Рома занимал в театре немного особое место, был ассистентом на некоторых спектаклях Юрия Николаевича. Он умный, тонкий и содержательный. Я мечтаю, чтобы у Ромы все получалось.

Анна Ковальчук - Коробочка

В спектакле "Город.Женитьба.Гоголь." Юрия Бутусова, где ассистентом режиссера был Роман Кочержевский, Анна Ковальчук сыграла роль Агафьи Тихоновны, невесты, и получила высшую петербургскую театральную премию "Золотой софит".

В "Мертвых душах" у Ковальчук роль Настасьи Коробочки. Красивая молодая женщина, стильная, глаз не оторвать. Текст тот же, но совсем не Коробочка! У Гоголя - Настасья Петровна, помещица, вдова коллежского секретаря, "бережлива старушка", автор назвал ее "женщиной пожилых лет", Чичиков - "дубинноголовой".

Анна Ковальчук: Коробочку я репетировала и показывала, еще когда училась в институте. Но это была привычная бабулька в чепце. Здесь же совсем другой подход к бессмертному произведению Гоголя. Моя любимая артистка Елена Маркина, посмотрев наш спектакль, сказала, что это "не имеет никакого отношения ни к Гоголю, ни к Коробочке, но ты прекрасна".

Вы удивились предложению?

Анна Ковальчук: Я уже давно ничему не удивляюсь в нашем театре. И я знала, что Рома сделает все хорошо, интересно и для меня, и для зрителя. В его режиссуре соединилось то, что я люблю в профессии: великий классический текст Гоголя и театр живой, современный, не "нафталиновый", с острыми парадоксальными решениями. Именно такой театр ждет сегодня зритель, который прикипел к нам душой на спектаклях Бутусова.

Спектакли Бутусова идут в нашем театре, но надо двигаться вперед. И когда Юрий Николаевич нас покинул, было не понятно, куда, в какую сторону театр направится дальше. Самое лучшее, что с нами, нашей командой могло произойти - то, что мы оказались занятыми в спектакле Романа Кочержевского, ученика Бутусова. На каждую репетицию я шла с таким удовольствием! Режиссер не зажимал нас, а наоборот - раскрывал, давал возможность выплеснуть все, что хотелось, придумывалось. Все время что-то новое, интересное узнавали. И поражались его деликатности.

У всех актеров небольшие роли, у каждого свой "помещичий" эпизод. У меня, признаюсь, сложный отрывок. Рада, что у нас в итоге получилось такое неожиданное перевоплощение моей героини. Мы одеты в костюмы из 70-х годов ХХ века, звучит современная музыка.

Вспоминаю, как в школе задавали на лето прочесть "Мертвые души", как это было скучно, неинтересно! Поэтому мы не хотим вогнать зрителей в скуку. На дворе ХХI век, мы воспринимаем Гоголя уже по-другому, и его персонажи у нас - другие. Мне кажется, мы здорово все придумали! И зрительный зал отвечает нам интересом и любовью.

Роман Кочержевский, режиссер

Вы автор инсценировки, режиссер и художник спектакля. Решили все сделать сами, воплотить свои идеи, видение пространства?

Роман Кочержевский: Это была вынужденная мера. Мы должны были работать с художником, но неожиданно изменились сроки постановки и художник оказался занят.

В программке читаем: "Спектакль -расследование. Желание стряхнуть слой пыли с хрестоматийной русской поэмы, с помощью великого текста ответить на вопросы сегодняшнего бытия".

Роман Кочержевский: "Спектакль-расследование" - так мы думали сначала. Но во время репетиций эта формулировка ушла на второй план. Хотелось забыть все школьные штампы, найти другой угол зрения.

У вас, как и в "Женитьбе" Бутусова, использованы "и другие тексты Гоголя". Какие произведения добавили?

Роман Кочержевский: Да, принцип такой же. Здесь есть фрагменты из "Вия", "Шинели", "Записок сумасшедшего", "Старосветских помещиков", из незаконченной повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", есть небольшой текст из "Выбранных мест из переписки с друзьями". Все это помогало мне разобраться в персонажах "Мертвых душ".

У Чехова, к примеру, можно проследить эволюцию персонажей от пьесы к пьесе. Так же и у Гоголя: есть блуждающие сюжеты, Николай Васильевич от произведения к произведению эти типы, характеры впускает в истории и под другими углами их показывает, но, тем не менее, это одна компания.

В школе многие из нас с неохотой читали "Мертвые души". А вы?

Роман Кочержевский: Нет, что вы! Тогда я воспринимал историю как детектив. Она казалась мне загадочной, мистической. Захотелось еще раз войти в эту книгу. Я сопоставил мои подростковые ощущения с тем, что есть сейчас, попытался разобраться в этом.

Гоголь, когда сочинял роман, написал Пушкину: "Кажется, будет сильно смешон". Вы увидели юмор, хотели поставить комедию, легкий, смешной спектакль?

Роман Кочержевский: Судить - зрителю. На мой взгляд, юмор у нас не прямой. Есть спектакли, на которых раздается хохот. Здесь мне важнее внимание зрителя, когда хочется посмеяться "внутренним" смехом. Над темами, которые мы поднимаем, не будешь в голос гоготать.

Актеры одеты в костюмы и не XIX века, и не сегодняшнего дня. Почему выбрали именно 70-е годы ХХ века?

Роман Кочержевский: Мы работали над спектаклем с художником по костюмам Сергеем Илларионовым. Создавали временной зазор: приближали к современности, а потом откатывались назад. Если бы актеры вышли на сцену в том, в чем ходят в жизни, возможно, не было бы дистанции для восприятия. Также отстранение создает музыка разных времен - современная и классическая. У нас большой плейлист, разнообразные композиции, и рэп, и рок-н-ролл есть.

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр