12 декабря в театре имени Ленсовета состоялась премьера спектакля “Жизнь – сапожок непарный”, по мемуарам Тамары Петкевич, театроведа, актрисы, заключенной каторжницы — жертвы сталинских репрессий.
Ей довелось пережить то, что современному человеку уже, к счастью, представляется с большим трудом. Расстрел отца, гибель матери и сестры в годы военной блокады Ленинграда, донос, арест, каторгу, материнство в тюрьме и похищение ребенка.
Юная девушка смогла пройти сквозь жуткие кошмары, сохранив добрую улыбку и сияющие глаза. Найти в заключении большую любовь, встретить главного Учителя и выйти из тюрьмы талантливой актрисой, остаться сердечным, открытым человеком.
“Чудо преображения души с помощью театра, искусства” — именно эту тему раскрывает в постановке режиссер Инна Аронова. Ученица курса Михаила Самочко, стипендиат Союза театральных деятелей.
В спектакле нам показывают сразу два воплощения главной героини — ее молодость и зрелые годы.
Молодую Тамару играет актриса Дарья Циберкина. Ей удалось сохранить и передавать зрителям на протяжении всего спектакля ту самую “изюминку”, парадокс личности Тамары Петкевич. Лучезарную улыбку, нежный, добрый взгляд в условиях лютой злобы и страха.
Роль Тамары взрослой, прошедшей каторжную жизнь, исполняет заслуженная артистка России Наталья Немшилова.
Обе гармонично смотрятся на сцене, часто играя один эпизод вместе. Вдумчивость, мудрость зрелого человека и открытость, сердечность юной девушки. То, что удивительным образом сохранилось и совмещалось в характере самой Тамары Владиславовны.
Главная героиня тоже “присутствует” на сцене. Большую часть действия она смотрит на зрителей со сценического экрана. На нем зрителям показывают фото Петкевич, сделанное после задержания. Анфас и профиль молодой, очаровательной девушки в самом начале жизненного ада. Совсем скоро судьба “пройдется” по ней катком, но так и не заберет человечность из этих красивых глаз.
Смотришь, как на сцене разворачивается жизнь главной героини и потихоньку среди слез, сочувствия, горести и злобы начинаешь различать в себе чувства и эмоции другого порядка. Ты видишь умение любить, быть благодарной судьбе, хотя казалось бы… Наблюдаешь, как раскрывается огромный актерский талант. Как в каторжных условиях случаются встречи, которые даже при лучшем раскладе звезд вряд ли произошли бы в спокойной, мирной жизни.
В лагере судьба свела Тамару с театральным режиссером Александром Гавронским, другом Бориса Пастернака. Благодаря ему из заключения Петкевич вышла настоящей актрисой. Для девушки он стал главным Учителем в жизни, а театр — спасением души. Роль Гавронского потрясающе исполнил народный артист России, Евгений Филатов. Игра мэтра смотрится на одном дыхании.
Отдельное открытие — две роли актера Ивана Шевченко. Изворотливый, хитрый сотрудник НКВД Серебряков, в первой части спектакля. Бахарев — врач, спаситель и одновременно мучитель нашей главной героини, во второй половине постановки.
Пока нить повествования приведет от Серебрякова к Бахареву, вы уже вдоволь поплачете, посочувствуете и обнаружите в себе еще ворох сильных переживаний, как вам добавят в копилку какое-нибудь новое чувство. Например, неподдельный испуг, страх, когда Бахарев разъяренно набрасывается с кулаками на женщину. Обратите внимание на первый ряд зрителей в этот момент. Они точно вздрогнут!
За время спектакля перед вами развернется целая жизнь. Страшная, жестокая и в то же время настоящая, полноценная, где главное место вопреки всему занимает любовь и человечность. Это роскошь даже по меркам современного общества.
Наша жизнь прекрасна, а проблемы надуманы — это знание и богатую палитру чувств вы заберете с собой после спектакля. Будете заново проживать, наслаждаться им еще очень долго.
Искусство, действительно, преображает душу.
Автор: Ольга Саратова