Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«У меня было много поводов плакать и кричать»

Евгений Авраменко,- Известия, 1 июля 2019

В Театре имени Ленсовета многие актеры скучают по худруку Юрию Бутусову, Михаил Боярский отметит свое 70-летие на сцене, а Елизавету Боярскую никто «не тянул» в профессию. Об этом «Известиям» рассказала народная артистка России Лариса Луппиан, недавно возглавившая прославленный петербургский коллектив.
 

— У вас артистическая семья. Муж — Михаил Боярский, дочь — Елизавета Боярская. Как ваши близкие отнеслись к такому решению?

— Я им долго не говорила, думала, может, всё рассосется. Лишь когда поняла, что дело серьезное и требует окончательного ответа, рассказала, и они были удивлены, напуганы, обескуражены, советовали отказаться. Но когда я согласилась, стали меня поддерживать. Они знают мой характер, я человек целеустремленный.

— А коллеги как восприняли?

— В основном, мне кажется, хорошо, но есть и недовольные, которые хотели бы видеть худруком театра режиссера. Я их понимаю. Мне придется завоевывать доверие. Я свой театр люблю, очень за него переживаю. Что будет — не знаю, но сделаю всё, что в моих силах.

 

— Вы подписали контракт на год. Что можно сделать за столь короткий срок?

— За год, конечно, нереально сделать что-то существенное, но можно изменить атмосферу в театре, наметить основные принципы работы. Юрий Бутусов, который был центральной фигурой нашего театра, работал в основном со своими артистами-соратниками, а какая-то часть труппы не была занята.

 

Мне хочется поставить во главу угла именно актеров, чтобы в репертуаре были задействованы все, чтобы мы были заказчиками по отношению к режиссеру, которого будем приглашать на постановку. Это вполне европейская система, наподобие того, как крупнейшие оркестры мира приглашают дирижера на определенный срок.

В театральных коллективах Европы руководит не главный режиссер, ставящий свои спектакли, а худрук, свободный от собственных постановок и нанимающий режиссеров. И в российском театре были и есть примеры, когда коллектив возглавляет актер: вспомним Кирилла Лаврова, Олега Табакова, Александра Ширвиндта.

— Возможно, в вашей ситуации неожиданно то, что вы — женщина?

— Да, если бы назначили Мишу, никто бы не удивился. Ему, между прочим, тоже предлагали, но он отказался. Как и Олег Леваков, актер и режиссер нашего театра, мой однокурсник, которого мы, можно сказать, принуждали стать худруком. Соглашаясь на эту должность, решила для себя так: я выступаю от имени труппы, как проводник между актерами и режиссером. Нужно свести интересы артистов с интересами режиссера и публики, чтобы театр развивался в современном направлении и при этом был разнообразным, привлекательным для зрителей. Это довольно сложная комбинация. Конечно, мне придется учиться.

 

— В труппе есть два поколения бутусовских учеников. Они уже смирились с переездом их учителя в Москву?

— Если быть точнее, первое поколение — это ученики Владислава Пази, на курсе которого Бутусов был педагогом. Среди них Лаура Пицхелаури, Сергей Перегудов, Дмитрий Лысенков, раньше работавший у нас... Следующий курс при нашем театре был набран Анной Алексахиной и Гарольдом Стрелковым, некоторое время возглавлявшим театр. Когда Стрелков ушел, Аня попросила Юру быть педагогом этих ребят.

Как ни странно, молодое поколение легче пережило уход Юрия Николаевича из театра: они загружены работой, во многом держат на себе репертуар. А вот актеры среднего поколения, игравшие у Бутусова ведущие роли, как Лаурочка, очень переживают и до сих пор не могут смириться, видимо, считают потерю невосполнимой. Хотя мы говорим им: ребята, у вас столько еще впереди, вам нужно и с другими режиссерами поработать. Ведь наша актерская природа позволяет приспосабливаться к разным авторам...

Как только ушел Бутусов, мы собрали худсовет, стали утешать ребят, которые очень волновались за Юрия Николаевича. И, понимая, что театр — дело молодых, мы спросили: кого из режиссеров вы хотели бы видеть в нашем театре? Называйте, мы постараемся их пригласить. Было названо несколько фамилий.

— В числе режиссеров, с которыми театр вел переговоры, СМИ упоминали Богомолова, Молочникова, Кулябина.

— Константин Богомолов и Александр Молочников — это задел еще Валерия Борисовича Градковского, нашего директора, и это режиссеры, которых называла наша молодежь. С Богомоловым мы выбираем произведение. Молочников, с которым я лично еще не разговаривала, будет ставить чеховского «Платонова». Очень надеюсь, всё получится с Евгением Писаревым, который два сезона назад должен был ставить у нас «Тартюфа», но не состоялось. Мы связались с Евгением, и он готов сделать спектакль осенью будущего года.

Тимофей Кулябин тоже дал согласие, правда, на начало 2023 года. Я вела переговоры с Василием Сениным, уже ставившим у нас. Ищется пьеса и для Маши Романовой, которая не один спектакль поставила в нашем театре...

— Как планируете отметить 70-летие Михаила Боярского, которое будет в конце года?

 Олег Леваков выпустит «Этот милый старый дом» Алексея Арбузова, премьера назначена на 26 декабря — на день рождения Миши. Ему предлагали несколько вариантов для юбилейного спектакля, он выбрал Арбузова.

Будем искать режиссеров и среди начинающих, чтобы открыть новые имена. Только что наш театр вместе с Театральным институтом на Моховой провел лабораторию «Пространство сцены», посвященную сценографии, там участвовали молодые театральные художники. Мы хотим ее продолжать, в следующем году лаборатория будет режиссерской. Я придумала тему — комедия; пожалуй, это самый сложный театральный жанр. Молодые режиссеры попробуют себя в нем вместе с нашими актерами.

 

— Вы ученица Игоря Владимирова. На его руководство пришелся «золотой век» Театра имени Ленсовета. Как сегодняшнему коллективу сохранить живую связь с ним?

— Школа Владимирова у нас не исчезла. В нашей труппе немало его учеников. И режиссеры, возглавлявшие театр после него, продолжили его традиции. Владислав Пази делал зрелищные постановки, иногда с уклоном в музыкальный театр. Юрий Бутусов тоже предпочитал красочные спектакли, с важной ролью музыки, то есть при всем своем авангардизме проявил генетику Театра имени Ленсовета как «театра представления».

У Владимирова были гениальные постановки — «Укрощение строптивой», «Человек и джентльмен», «Люди и страсти», которые тоже можно было бы реконструировать, но в настоящий момент я боюсь и гнева критиков, и недовольства молодой части труппы, которые скажут: дескать, разводит театр 1970-х годов. С этого нельзя начинать. Нужно, чтобы нам поверили: театр устремлен в будущее.

 

— Среди ролей, которые вы играли в последние годы, — Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание» и Марта в «Кто боится Вирджинии Вульф?». Это женщины демонические, раздираемые страстями, вы же кажетесь человеком гармоничным, примерной матерью семейства.

— Эти роли дали мне возможность выплеснуть на сцену весь свой негатив. А его у каждой женщины много. В повседневности я сдержанный человек, никогда не кричу, не возмущаюсь, хотя у меня было много поводов, поверьте, чтобы плакать и кричать. И всё, что не сделала в жизни, я перенесла на сцену, которая всегда была для меня спасением: там я проживала то, что не могла себе позволить за ее пределами.

— В чем преимущества и недостатки актерских браков?

— По мне, так в этом одни преимущества. Люди должны соединяться по профессии: врачи — с врачами, учителя — с учителями, артисты — с артистами. Есть о чем поговорить, а разговор в браке занимает огромное место. Да, людей связывают любовные отношения, да, никуда не денешься от быта, но как же важно поговорить на общую тему! И когда супруги сходятся во вкусах, во взглядах на жизнь, это укрепляет брак. Мне в этом плане всегда было легко.

— Когда я увидел вас на одной фотографии с супругом, подумал, что вы с ним очень похожи на Елизавету Боярскую и Максима Матвеева. Можно ли сказать, что ваша дочь выбрала себе мужа по сходству с отцом?

— Да, такое бывает — девочка выбирает похожего на папу мужа. Хотя по характеру и манере поведения Максим с Мишей очень разные, но они оба трудоголики, очень ответственные, у них, кажется, схожий темперамент.

— Когда Елизавета училась у Льва Додина и начинала карьеру, о ней говорили прежде всего как о вашей с Михаилом Боярским дочери. Но теперь она одна из ведущих актрис МДТ, у нее богатая фильмография. Не кажется ли вам, что теперь скорее вы воспринимаетесь как родители Лизы Боярской?

— Да, и это к счастью, что так повернулось. Детям известных людей в начале профессионального пути очень тяжело. Они слышат: тебя папа-мама протащили... Даже от моих коллег можно такое услышать. У одного артиста как-то вырвалось: «Ведь это ты свою дочь вытянула». Я ответила: «Ну что ты несешь? Как можно в нашей профессии своего ребенка куда-то вытянуть? Это нереально. Всё только своим трудом». Куда-нибудь в магазин, наверное, можно устроить своего ребенка, да и то — если человек не умеет с людьми общаться, он там долго не продержится. Что уж говорить об актерском деле, где нужно ежедневно доказывать режиссеру, коллегам и зрителям, что ты чего-то стоишь...

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр