Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

У ее природы нет плохой погоды. К юбилею Алисы Фрейндлих

Наталия Каминская,- «Культура», 2009, № 48, 10 - 16 декабря

Представить себе Петербург без Алисы Фрейндлих, а ее - без родного города невозможно. Родившаяся на Исаакиевской площади, пережившая блокаду Ленинграда, десятки лет бывшая звездой Театра имени Ленсовета, а ныне продолжающая быть звездой БДТ имени Г.А.Товстоногова, Алиса (так зовут ее не только питерские, но и все российские театральные люди) вполне претендует на титул "национального достояния" и города, и страны. Врожденная ирония этой умнейшей и артистичнейшей женщины, однако, тут же сработала бы, награди ее таким званием. В России, впрочем, в отличие от Японии, этого нет, мы присваиваем особый титул коробкам театральных зданий с былой историей и вне зависимости от их сегодняшнего реального содержимого, а "человеческий фактор", полагаем, сам справится. Хотя только этот фактор на самом деле и держит на плаву наши потрепанные в битвах и годах "академии". 
Среди немалого числа замечательных актрис Алиса Фрейндлих все равно выделяется решительно всем. Ни к одному типу, ни к одному амплуа ее не припишешь, сколько ни старайся. Героиня, клоунесса, травести, шансонье - это все про нее, и все весьма расплывчато отражает ее феномен. Стиль, врожденный, изысканный, неизменно высокий, но непафосный, отмечает все, что она делает. Такого голоса, музыкального, с легкой хрипотцой, с шармом какой-то уникальной неправильности в произношении согласных звуков, больше ни у кого нет. Как она поет, не поет никто - ни певицы, ни драматические актрисы. Никто так непринужденно и вместе с тем отточенно грациозно не танцует. Никто с такой легкостью не сочетает в одной роли психологию и форму, драму и комедию, женственность и клоунаду, хрупкость и силу, жизнь человеческого духа и кабаретное лицедейство. Алиса Фрейндлих - это фирма, "организованная" где-то наверху, по законам Божьего дара. Хотя, при желании, можно найти "ингридиенты" - тут и немецкое происхождение этой насквозь русской актрисы, и особая ленинградская театральная школа, более техничная и внимательная к средствам выразительности, нежели московская. Дочь знаменитого артиста Бруно Фрейндлиха, Алиса училась у Бориса Зона, педагога, чьи знаменитые питомцы, как правило, отличаются особым вкусом к острой театральности. Двадцать два года в качестве примадонны Театра имени Ленсовета, возглавляемого Игорем Владимировым, ее мужем, дали ей самые лакомые роли мирового репертуара - Элиза Дулиттл, Джульетта, Катарина, Дульсинея Тобосская, Раневская, Таня Арбузова, Гелена из "Варшавской мелодии". Катарина из мюзикла "Укрощение строптивой" шла у театралов вровень чуть ли не с песнями "Битлз" - это было решительно не похоже на диетические отечественные попытки так называемого "музыкального спектакля". В Алисе было столько очаровательной, хулиганской свободы, она давала такой роскошный, чуть приправленный джазом вокал, зрители замирали от чего-то нездешнего, вожделенно-прекрасного и бегали на спектакль по нескольку раз. Гелена Фрейндлих соперничала с Геленой Юлии Борисовой, и вечное соревнование Питера с Москвой достигало здесь высшей точки. Кто "иностраннее", а кто задушевнее, трудно было определить, но это была конкуренция богинь. В то же время Алиса играла Малыша в "Карлсоне", притом играла его невиданное количество лет, и из детского утренника постановка превратилась в вечерний спектакль для взрослых, на который невозможно было попасть. Однажды она вышла в трагической мужской роли Уриэля Акосты. Спустя годы, уже в БДТ, бесстрашно и остро сыграла шекспировскую леди Макбет, шиллеровскую леди Мильфорд, Шарлотту в "Вишневом саде". В дуэте с Олегом Басилашвили Фрейндлих блещет в спектакле "Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому. Но одновременно легко разыгрывает комические бродвейские пьесы. И сколько бы ни кривились гурманы от низкого жанра, но в ее исполнении и он обретает черты благородного происхождения. Стиль и уровень, именуемый Алиса Фрейндлих, это еще и отсутствие снобизма, всяческой кастовости. Она - актриса, которая легко и с аппетитом принимает предлагаемые жанром обстоятельства и делает из них шедевры. Королева в незабвенных "Трех мушкетерах", маркиза в "Соломенной шляпке" - вот вам шарм, ирония, юмор, филигранная игра, делающая пустяк предметом искусства. Мымра в "Служебном романе" - так просто классика. Какое бы место ни отводилось этому советскому хиту всех времен и народов, а Алиса умудрилась сыграть в нем целый пласт жизни, знакомой подавляющему большинству соотечественников. Нынче, представ на телеэкранах русской мисс Марпл в сериале "Женская логика", она реабилитирует и этот жанр. А то, что актриса бесстрашно делает в роли старухи в картине "На Верхней Масловке", - и вовсе творческий подвиг. 
У ее природы и впрямь нет плохой погоды, хотя, представьте себе, и она знавала простои, и ей, возможно, не додано ролей. Странное дело, звездопад премий настиг ее не столь давно. "Золотую Маску", например, получила за спектакль Владислава Пази "Оскар и Розовая дама", где потрясающе играла и даму, и больного мальчика. Впрочем, перечислять последние награды нет смысла - их достаточно. Алиса Фрейндлих - народная артистка и по статусу, и по реальному успеху у народа. Но с одной существенной оговоркой: не она опускается до широких потребностей населения, а его, населения, уровень успешно поднимает до весьма высокой отметки. 
Наталия Каминская

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр