Представить себе Петербург без Алисы Фрейндлих, а ее - без родного города невозможно. Родившаяся на Исаакиевской площади, пережившая блокаду Ленинграда, десятки лет бывшая звездой Театра имени Ленсовета, а ныне продолжающая быть звездой БДТ имени Г.А.Товстоногова, Алиса (так зовут ее не только питерские, но и все российские театральные люди) вполне претендует на титул "национального достояния" и города, и страны. Врожденная ирония этой умнейшей и артистичнейшей женщины, однако, тут же сработала бы, награди ее таким званием. В России, впрочем, в отличие от Японии, этого нет, мы присваиваем особый титул коробкам театральных зданий с былой историей и вне зависимости от их сегодняшнего реального содержимого, а "человеческий фактор", полагаем, сам справится. Хотя только этот фактор на самом деле и держит на плаву наши потрепанные в битвах и годах "академии".
Среди немалого числа замечательных актрис Алиса Фрейндлих все равно выделяется решительно всем. Ни к одному типу, ни к одному амплуа ее не припишешь, сколько ни старайся. Героиня, клоунесса, травести, шансонье - это все про нее, и все весьма расплывчато отражает ее феномен. Стиль, врожденный, изысканный, неизменно высокий, но непафосный, отмечает все, что она делает. Такого голоса, музыкального, с легкой хрипотцой, с шармом какой-то уникальной неправильности в произношении согласных звуков, больше ни у кого нет. Как она поет, не поет никто - ни певицы, ни драматические актрисы. Никто так непринужденно и вместе с тем отточенно грациозно не танцует. Никто с такой легкостью не сочетает в одной роли психологию и форму, драму и комедию, женственность и клоунаду, хрупкость и силу, жизнь человеческого духа и кабаретное лицедейство. Алиса Фрейндлих - это фирма, "организованная" где-то наверху, по законам Божьего дара. Хотя, при желании, можно найти "ингридиенты" - тут и немецкое происхождение этой насквозь русской актрисы, и особая ленинградская театральная школа, более техничная и внимательная к средствам выразительности, нежели московская. Дочь знаменитого артиста Бруно Фрейндлиха, Алиса училась у Бориса Зона, педагога, чьи знаменитые питомцы, как правило, отличаются особым вкусом к острой театральности. Двадцать два года в качестве примадонны Театра имени Ленсовета, возглавляемого Игорем Владимировым, ее мужем, дали ей самые лакомые роли мирового репертуара - Элиза Дулиттл, Джульетта, Катарина, Дульсинея Тобосская, Раневская, Таня Арбузова, Гелена из "Варшавской мелодии". Катарина из мюзикла "Укрощение строптивой" шла у театралов вровень чуть ли не с песнями "Битлз" - это было решительно не похоже на диетические отечественные попытки так называемого "музыкального спектакля". В Алисе было столько очаровательной, хулиганской свободы, она давала такой роскошный, чуть приправленный джазом вокал, зрители замирали от чего-то нездешнего, вожделенно-прекрасного и бегали на спектакль по нескольку раз. Гелена Фрейндлих соперничала с Геленой Юлии Борисовой, и вечное соревнование Питера с Москвой достигало здесь высшей точки. Кто "иностраннее", а кто задушевнее, трудно было определить, но это была конкуренция богинь. В то же время Алиса играла Малыша в "Карлсоне", притом играла его невиданное количество лет, и из детского утренника постановка превратилась в вечерний спектакль для взрослых, на который невозможно было попасть. Однажды она вышла в трагической мужской роли Уриэля Акосты. Спустя годы, уже в БДТ, бесстрашно и остро сыграла шекспировскую леди Макбет, шиллеровскую леди Мильфорд, Шарлотту в "Вишневом саде". В дуэте с Олегом Басилашвили Фрейндлих блещет в спектакле "Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому. Но одновременно легко разыгрывает комические бродвейские пьесы. И сколько бы ни кривились гурманы от низкого жанра, но в ее исполнении и он обретает черты благородного происхождения. Стиль и уровень, именуемый Алиса Фрейндлих, это еще и отсутствие снобизма, всяческой кастовости. Она - актриса, которая легко и с аппетитом принимает предлагаемые жанром обстоятельства и делает из них шедевры. Королева в незабвенных "Трех мушкетерах", маркиза в "Соломенной шляпке" - вот вам шарм, ирония, юмор, филигранная игра, делающая пустяк предметом искусства. Мымра в "Служебном романе" - так просто классика. Какое бы место ни отводилось этому советскому хиту всех времен и народов, а Алиса умудрилась сыграть в нем целый пласт жизни, знакомой подавляющему большинству соотечественников. Нынче, представ на телеэкранах русской мисс Марпл в сериале "Женская логика", она реабилитирует и этот жанр. А то, что актриса бесстрашно делает в роли старухи в картине "На Верхней Масловке", - и вовсе творческий подвиг.
У ее природы и впрямь нет плохой погоды, хотя, представьте себе, и она знавала простои, и ей, возможно, не додано ролей. Странное дело, звездопад премий настиг ее не столь давно. "Золотую Маску", например, получила за спектакль Владислава Пази "Оскар и Розовая дама", где потрясающе играла и даму, и больного мальчика. Впрочем, перечислять последние награды нет смысла - их достаточно. Алиса Фрейндлих - народная артистка и по статусу, и по реальному успеху у народа. Но с одной существенной оговоркой: не она опускается до широких потребностей населения, а его, населения, уровень успешно поднимает до весьма высокой отметки.
Наталия Каминская