Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Три сестры» попросили кирпича

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА,- Коммерсантъ.20.02.2014

Петербургский Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля Юрия Бутусова по пьесе Антона Чехова «Три сестры». Cмотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

У Чехова младшая из сестер Прозоровых, Ирина, cобирается после венчания уехать на кирпичный завод. Кирпичи и стали одним из главных мотивов сценографии нового спектакля Юрия Бутусова. В нем заняты четыре ленсоветовские красавицы - Анна Алексахина (Ольга), Ольга Муравицкая (Маша), Лаура Пицхелаури (Ирина) и Анна Ковальчук (Наташа). В первой сцене одетые в черные вечерние платья они почти неподвижно сидят в ряд на авансцене. За ними, на фоне стены, сложенной из деревянных кирпичей, стоит кронштейн с множеством пиджаков, рубашек, брюк. И занятые в мужских ролях актеры беспорядочно примеряют все новые и новые костюмы.

Вычленение слов, превращение их в образы и многократная смена формы и жанра повествования - главные приемы, на которых строится этот спектакль. Серьезные драматические монологи сестры произносят на фоне белых киноэкранов, оттеняющих отличную драматическую школу ленсоветовской труппы. Но это эпизоды. Цельная же драматическая линия в спектакле сохранена только за их братом, Андреем Прозоровым (Виталий Куликов). И так уж получается, что сестры его предали и бросили. В целом спектакль Юрия Бутусова не занят объяснением мотивов, прояснением судеб. Режиссера куда больше интересуют одиночные образы.

Маша в серебряном платье и с цинковым ведром прогуливается с Вершининым (Олег Андреев) под полной луной. Но вот Вершинин при этом уже не человек, а кентавр в шинели. Потом из-под шинели выбирается Машин муж (отличная роль Олега Федорова). И странная загадка оборачивается несколько тривиальной метафорой.

Как Театр имени Ленсовета меняет концепцию
В сентябре прошлого года главный режиссер труппы Юрий Бутусов пообещал, что сцены не исчезнут шутки и смех, но репертуарный баланс, склоняющийся в сторону бульварного жанра, будет исправлен
Одной из главных удач спектакля кажется Соленый (Илья Дель) - меняя костюмы и грим, он останавливается в конце концов на сюрреалистическом образе: c усами Сальвадора Дали, cиним ирокезом, красными перчатками и ломаной пластикой. Странные реплики Соленого звучат у Ильи Деля совсем уж по-абсурдистски. А реплика про конфеты, которые съел Соленый, вырастает в спектакле до забавного этюда поедания этих самых конфет.

Этюдного и сюрреалистического существования в спектакле много. Сцена письма Чебутыкину от жены варьируется в жанре циркового скетча многократно. Придуманная дуэль на кирпичах перерастает в танец c кастаньетами. Перед Наташиной истерикой за ней гоняется огромная вилка, которую водит на шесте Чебутыкин (Роман Кочержевский) - очень забавный персонаж с гротескным старческим гримом.

На первый план выведено много и второстепенных, ускользающих обычно мотивов. Cтранным и несчастным существом, в обмотках и с дикой прической, является Федотик (Иван Бровин). Он погорел и так по-детски горько рыдает над отменными ряжеными, что становится ясно: Наташа не просто отменила гостей из казармы, а лишила бесприютное существо долгожданной возможности провести домашний вечер.

Разных находок, иногда очень точных и формально отточенных, в спектакле необычайно много. Фантазия режиссера, кажется, безгранична. Но в этом и проблема спектакля. Варьируя жанровый и формальный подход, бесконечно наслаждаясь игрой в хрестоматийную пьесу, надевая на героев все новые и новые костюмы, режиссер умело проводит деструкцию прежних смыслов, изобретает новые мотивы и новые трактовки образов. Но не создает нового целого. Финал у спектакля формально очень красивый (как, впрочем, визуально хороша и вся постановка, оформленная Александром Шишкиным). Три сестры в ярких платьях, каждая под фатой, выходят на авансцену - и перед ними вырастает кирпичная стена.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр