В начале декабря Театр имени Ленсовета ожил: состоялась премьера постановки Василия Сенина по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Комедия - самый жизнеутверждающий жанр, и новый спектакль подтвердил, что театр на Владимирском не утратил жизнелюбия и творческого задора.
Умный, злой и завистливый Глумов - главный герой пьесы, и он вечен. Ум, сопряженный с даром притворства, во все времена вещь страшная. Именно такие особи всегда и выбиваются в люди первыми. Задумавший сделать карьеру Егор Глумов (Дмитрий Лысенков) настоящий сын своей матушки (Ирина Ракшина) - первостепенной притворщицы и лицемерки. Сынуля подтасовывает семейное генеалогическое древо, сводит знакомство с нужными людьми, входит в доверие к ним и не забывает, что миром вертят женщины. И вот он уже принят, обласкан, сосватан и может сорвать неплохой банк в виде приданого. Но дернула Глумова нелегкая вести дневничок, в котором он записывает расценки на свои успехи и нелицеприятно отзывается обо всех новых знакомых...
Тяжело приходится только зрителю, инерционно желавшему увидеть героев Островского в сюртуках и робронах. Остальные смеются до слез, потому что все «московские типы» до боли узнаваемы. Один Глумов на деле страшен: идет напролом, словно мир принадлежит ему, а все просто об этом не знают. Смех срывает не он, исключенный режиссером из числа осмеиваемых героев. Смешон его мнимый дядюшка Нил Федосеевич Мамаев (Владимир Матвеев) - богатый увалень, которому легче дать совет, чем милостыню. Смешна жена его (Анна Алексахина) - дама в возрасте, явно превышающем бальзаковский. Сознание «уходящей натуры» и отсутствие мужского внимания заставляют ее с утра глушить пивко и вздрагивать всем закутанным в халат с драконами телом при упоминании молодых и привлекательных мужчин. Отвратителен и тоже смешон Крутицкий (Сергей Мигицко) - упертый «старообрядец» во френче, считающий, что любая реформа вредна изначально. Забавен Городулин (Евгений Филатов) - человек-душка, «море обаяния», за которым явно кроется нетрадиционная ориентация. А уж литератор и репортер Голутвин (Александр Новиков) по своей занудности и вечному безденежью как близок сегодняшнему дню! И продажность его журналистская, и бездарность, выряженная чисто попугаем, и леность - знакомы и смешны невероятно...
Вечный тип сыграла и Лариса Луппиан. Ее Турусина - одинокая обеспеченная экзальтированная дама, которой нечем больше себя занять, кроме как устройством судьбы племянницы (Кристина Кузьмина), слепой верой в предсказания и призрением мнимо убогих. Все в ее героине - от прически до жеста - запросто можно увидеть вживую на светских тусовках. А сваха Манефа (Елена Маркина), морочащая Турусиной голову, превратилась у Сенина в вещунью в ватнике и нелепой мохеровой шапочке.
Хороши и герои второго плана. Но язык не поворачивается назвать их так, стоит припомнить угоднические «говорящие» пробежки на цыпочках слуги Мамаева - Станислава Никольского, вальяжность приживала Турусиной Олега Федорова или сыгранный за минуту Эрнестом Тимерхановым крах надежд человека Крутицкого... Отчего-то из ансамбля, получающего удовольствие от хулиганства на сцене, несколько выпадает играющий Курчаева Виталий Куликов - новичок на сцене Театра имени Ленсовета. Неужели все дело в разных актерских школах?..
Спектакль хорош, но в бочке удовольствия все же чувствуется привкус дегтя. «Мудреца» Сенин делал в Театре Ленсовета «по следам» своего же спектакля «Мера за меру», где фокус с осовремениванием сюжета и героев уже место имел. Надо отдать должное режиссеру, использование одного приема не сделало спектакли абсолютно одинаковыми для восприятия. Но зачем же так открыто повторяться? Конечно, если есть глобальная задумка, скажем, создания комедийной трилогии на сцене одного театра - дело другое... Но если вдругорядь появится еще одно, третье, отдельно стоящее от названных спектаклей режиссерское клише? Радость легкого узнавания зрителем истории и героев может обернуться скукой - «это мы уже видали...» Может, господин режиссер, третий будет лишний?..
Екатерина Омецинская