Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Тренинг по Шекспиру

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА,- Газета "Коммерсантъ", №227 (5012), 30.11.2012

В Театре имени Ленсовета идут премьерные показы спектакля "Макбет. Кино". Это первая работа Юрия Бутусова, поставленная вернувшимся из Москвы режиссером, в статусе художественного руководителя этой сцены. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.
 

Юрий Бутусов - яркий представитель петербургской театральной новой волны и начинал в девяностых в Театре имени Ленсовета, отсюда и уехал в Москву. Понятно, что теперь его нового, первого после возвращения спектакля ждали здесь с особым вниманием. "Макбет. Кино" чуть не в первый вечер превратился в легенду. У окошка администратора выстраиваются толпы студентов, по городу ходят слухи. И в первую очередь - о длительности постановки: в первый вечер спектакль шел шесть часов, сейчас хронометраж ужали до пяти с небольшим. Но публика, ранее Шекспира не осилившая, точного представления об истории Макбета за это время здесь все же не получает.

Режиссер намеренно разрушает нарратив, да так, что и та часть зрителей, которая должна бы быть в курсе шекспировских событий, начинает сомневаться в собственном знании этой трагедии. В спектакле она урезана и перемонтирована. Ключевые сцены соблазнения к преступлению и рефлексии героев идут повторами в разной стилистике. Главной здесь оказывается не интрига преступления и борьбы за власть, а именно что рефлексия героев, которая и есть наказание за преступление. Неслучайно в одной из сцен леди Макбет (Лаура Пицхелаури) окружена множеством зеркал. Трагедия превращается здесь в повторяющийся, фантасмагорический кошмар. На королевском пиру собираются окровавленные мертвецы, за один стол с ними садятся лев и медведь; идет дождь и звучит "Битлз". Барочная избыточность образов в одной сцене здесь легко уживается с их аскетичностью в другой.

Режиссер визуализирует шекспировские метафоры и реплики, в изобилии приписывая к ним собственные, иногда глубоко философские, а иногда вполне хулиганские фразы. Первое, что видят в "Макбете" зрители на авансцене,- это фотография Алена Делона с сигаретой. В какой-то момент от нее прикуривает настоящую сигарету Макбет. В этот момент его играет Иван Бровин, но после смерти Дункана роль то и дело переходит к игравшему убитого короля Виталию Куликову. Понятно, Макбет хотел занять трон и "стать Дунканом". Но теперь не только метафорически, но и физически Макбетов тут оказывается два. Что создает дополнительные сложности для публики, все еще желающей сосредоточиться на литературном сюжете.

Напрасно: следить тут стоит за развитием именно что театрального языка. Фразы складываются из опасно обрушивающейся на сцену после убийства Банко (Григорий Чабан) из-под самых колосников автомобильной резины, из опасно долгой, вызывающей свист и недоуменный хохот в зрительном зале сцены полуобнаженных молодых ведьм, из ветра, сдувающего их со скамейки, куда они присели послушать игру пианиста. И из множества других интермедий, к повествованию (как и положено интермедиям) совсем не относящихся - красного пальто леди Макбет и саундтрека из "Любовного настроения" Вонг Карвая. Кстати, саундтрек самого спектакля - это микс от Альбинони до современной поп-музыки.

В самом финале леди Макбет в белом платье на красных пуантах танцует под песню Майкла Джексона так, будто земля жжет ей ноги. История человека, решившегося на убийство и подтолкнувшего к нему другого, здесь подогрета до градуса плакатной инфернальности. Но погружаясь в трагедию героя, режиссер параллельно занимается сочинением и монтажом театрального языка. К примеру, эпилог вложен в уста Стариков (Наталья Шамина и Олег Федоров), одетых как для традиционного чеховского спектакля. Или вот на шестом часу действия герои, палившие из воображаемых автоматов, вдруг с полным натурализмом начинают есть настоящую вареную и пахнущую на весь зал курицу и сквозь пережевывание произносить свои реплики.

Пластический ряд спектакля помог сочинить часто работающий с режиссером Николай Реутов. Сценографа у спектакля нет - Юрий Бутусов самостоятельно раздел сцену до кирпичей, обнажил до карманов, закрыл часть софитов черным полиэтиленом. Поставил парочку дверей: на одной написано "Школа N1", а на другой - "Ю. Б. - дурак". Это, собственно, и есть ключ к спектаклю. Что про дурака, так ведь начинать художественное руководство с провокации и манифеста, каковым является этот спектакль,- это риск. А если про школу, так "Макбет. Кино" - это, безусловно, акция и тренинг, положенные в начало строительства своего театра и равно предназначенные и труппе, и зрителям.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр