Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Трагическая агрессия Лауры Пицхелаури

Ксения Ярош,- «Невский театрал», 2014. № 6-7 (09), июнь-июль

Лаура Пицхелаури – трагическая актриса Юрия Бутусова. В его театре, где нет боли без иронии и черного юмора, где отчаяние выражается в фарсовой и цирковой эстетике, а безнадежность вдохновлена абсурдом, игра актера всегда парадоксальным образом сталкивает комическое с трагическим. Но Пицхелаури отказывается от первого в пользу последнего.

Трагическое в актрисе развивалось неравномерно. Началось с безжалостности к себе. Её учителями на курсе при Театре имени Ленсовета были Юрий Бутусов и Владислав Пази - при всем различии режиссерских методов, это школа театра открыто игрового, визуального. Жовиальный, обращенный к зрителю театр Пази соединился в Пицхелаури с упоительно мазохистским «театром страсти» Бутусова. Актриса сохранила эту смесь витального с трагическим, музыкального с пластическим, массового с авангардным и, что важнее, – готовность к риску. Дело даже не в артистических корнях, сплаве восточной, грузинской, корейской кровей или бешеном темпераменте: талант Пицхелаури – в экстремальной самоотдаче.

В выпускном спектакле, в вампиловском «Старшем сыне» Бутусова, Пицхелаури играла Нину. В отличие от однокурсников, она не насыщала роль гэгами и вообще не пользовалась комическими красками. Её Нина казалась ощетинившейся и надменной, словно дикая кошка. Не подходи – оцарапает. Капризный изгиб губ в презрительной усмешке миру, где приходится быть трезвее, грубее, сильнее, чем есть. Нина была дерзкая и недоверчивая, неровно ступающая, раскинув руки, по самому краю сцены – вдоль её обрыва.

А дальше… режиссеры уводят актрису от этого балансирования на скосе сцены, от пограничного существования – к невинному амплуа инженю. Её Маленькая девочка (дебютная роль на сцене Театра имени Ленсовета в одноименном спектакле Пази по пьесе Нины Берберовой) до прихода Бутусова не особенно взрослеет. Своенравная До в эпатажном наряде и строптивая девочка-хиппи из «Кровати для троих» Милорада Павича сменяются лишь более изящными, «костюмными» ролями: образами чувственными, беззащитными, влюбленными – с придыханием. И если Изабелла в «Мера за меру» Шекспира уходила за Герцогом с топором и двусмысленной улыбкой, то кроткая Дездемона, видя терзания Отелло, самоотверженно спешила умереть. Проблеском чего-то нового стал образ жесткой и обольстительной, борющейся за выживание нелегальной эмигрантки в спектакле «Americа 2» Петра Шерешевского по пьесе Биляны Срблянович  – роль броская, но чересчур прямолинейная. Бутусов похищает Пицхелаури в иные категории драматического, увидев в ней шекспировскую Леди Макбет.

Роль в спектакле «Макбет.Кино.» – веха; не только переворот амплуа, но и поиск иной актерской техники. Пицхелаури органично вписалась в клиповую, калейдоскопичную композицию бутусовских спектаклей, состоящую из нелинейной по смыслу череды этюдов. Если раньше артистка танцевала в массовке «Кабаре» Пази, то в ассоциативном кабаре Бутусова она солирует. Здесь актер должен уметь выразить суть роли в коротком «номере», в ёмкой метафоре, максимально выложиться и легко переключиться. Сценический образ Пицхелаури непостоянен, принципиально неоднозначен. Леди Макбет, отдающая чёткие, рваные команды, глядящая на мужа сверху вниз, в другом этюде вся – порыв доверия и отчаяния, потерянная «на отмели времен» в ожидании Макбета (Иван Бровин). То хлещет вино из горла, визжит и хохочет, распаляя короля (Виталий Куликов), то предстает томной чарующе-недоступной хищницей. Или вместо лязгающей, хрипящей – смешливо-кисейная.

 В «Макбет.Кино.» пробы самоценны, закончены в своей оборванности, требуют не развития, а многообразия. Тогда как в чеховских «Трёх сестрах» Бутусова у Пицхелаури в роли Ирины есть словно бы два образа, развивающихся этюдно, – смиренного принятия Судьбы и обозленного протеста. Самоотрицание – с Солёным (Илья Дель). Самоотречение – с Тузенбахом (Григорий Чабан). Вырваться из небытия, где «не существуешь, а только кажется», можно лишь в иное небытие – в смерть. «В Москву». Влечение за смыслом, туда, под откос жизни, – наркотическое. Героиню, скукожившуюся от страха, ненависти и обиды, колотит дрожь, как ломка по потусторонней Москве. «Панковатый» Солёный способен дать ей эту дозу: чтоб ощутить себя «не здесь, а на другой планете», где космические ветра полощут опрокинутое тело, где «все перепуталось в голове», где на веревке Ирина, опоенная дурманом, крутится (тем самым) волчком. А с Тузенбахом героиня Пицхелаури сдержанна, задумчиво-молчалива и на смерть его провожает с тихим отчаянием.

В обеих ролях таинственно спокойное, будто отрешенное лицо актрисы кажется трагической восточной маской: чуть опущенные уголки губ, загадочный прищур. Вместо мимики – обостренная телесность. Её мышечная экспрессия – экспрессия боли. Преодолевая на глазах у зрителя физическую боль, взваливая на себя непосильную нагрузку, Пицхелаури высекает внутренние терзания героини из своего тела. Беспощадно доводя себя до изнеможения, она исследует суть трагического, через страдание плоти – к катарсису.

Внучка известных танцовщиков Аллы Ким и Шалвы Лаури, актриса технична как в хореографии Николая Реутова, так и в построении внешнего рисунка роли. Даже жест у неё становится образом, жестикуляция – танцем. Леди Макбет не трёт одной рукой о другую, смывая пятно: она безотчетно протягивает дрожащую кисть вперед, в манящую пустоту. А у Ирины руки движутся размашисто и тревожно, «словно две большие птицы», которые «летят и не знают, зачем и куда». Пластичная, яркая, контрастная, актриса вписывается в визуальный театр. Её танец – как эмблема роли. В финале «Трёх сестёр» наивно-мечтательная, жалкая пошлость движений своей нелепостью остраняет и обостряет безысходность конца. А исступленный танец под занавес «Макбет.Кино.» превращается в образ крика.

Крик Пицхелаури в театре Бутусова становится стоном трагедии. Грубый, отчаянный – до хрипа – крик снимает сентимент, лиризм чеховской Ирины, взрывает затаённый демонизм Леди Макбет. Сдирает бархат густого сладостно-низкого голоса - через него прорывается земляное, нутряное.

Актриса сочетает вакхическое с гламурным, эротизм с детской угловатостью, хрупкость с образом вамп. Её тело миниатюрно, но мускулисто и поразительно выносливо. И в ней есть мужская хватка, властность. Леди Макбет полушутя наклеивает себе усы, отчего делается ещё более пугающей и притягательной. Актриса ни разу не исполняла мужскую роль, но, кажется, могла бы: «огонь в её груди одних мужей производить способен». Ведь и выпускницы Бутусова из ГИТИСа, тоже волнующе женственные, с лёгкостью играют андрогинным в «LIEBE.Shiller». Вообще, у Пицхелаури есть потенциал, чтобы экспериментировать со своим талантом: вместо безупречной красоты создать образ уродливый, вместо молодости сыграть старость, явить трагический гротеск.

Это трагическое соло – без примеси и комического, и сентиментального. Обнаженные руки Ирины направляют дуло Калашникова в объектив фотоаппарата – в будущее, в тех самых далеких потомков, что будут счастливы. Актриса воплотила образ ожесточенной молодости. В нем зашкаливает энергия подросткового протеста, юношеской бескомпромиссности, эгоистического отчаяния. И это не только отвечает режиссуре Бутусова – трагическая агрессия Пицхелаури созвучна времени.

 

Текст: Ксения Ярош

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр