В Театре имени Ленсовета стартовал проект «Связь времен», адресованный тем, кто хочет услышать в театре литературный текст, не отягощенный режиссерской интерпретацией. В игре – артисты театра, режиссер Мария Романова, минимальный реквизит и тексты – классические и современные.
«Мы хотим приобщить зрителя к классике. Мы хотим показать текст чистым, лишенным режиссерской интерпретации, хотим, чтобы он говорил сам за себя. Мы прикоснемся к произведению один раз, и оно канет в вечность» – этими словами художественного руководителя театра Ларисы Луппиан начинается первый вечер проекта.
Читка – не новая для театра им. Ленсовета форма высказывания: еще совсем недавно здесь проводились лаборатории по современным пьесам, и в формате читки на малой сцене театра шел спектакль-акция Юрия Бутусова по пьесе Аси Волошиной «Мама». «Такая первородная форма, как чтение, позволяет не навязывать режиссерских высказываний, а вскрывает самого автора со всей его многодетностью и палитрой. Отчасти это и сродни современному театру, который стремится к тому, чтобы спектакль происходил в первую очередь в голове у зрителя. Так зритель становится соавтором, подключая свое воображение и понимание» – говорит режиссер спектакля Мария Романова. Однако выбор актеров, деление слов на реплики концептуально влияет на восприятие зрителем текста, интерпретирует его. Кажется, что «вскрыть» самого автора возможно только при личном контакте с текстом, самостоятельным прочтением произведения. Только так он может говорить сам за себя. Или нет? Посмотрим.
Первое отделение: «Шинель» Гоголя. Чтецы: Елена Маркина, Евгений Филатов, Надежда Федотова и Александр Крымов. На белом экране, расположенном над сценой, в порядке зачитываемых строк сменяют друг друга карандашные иллюстрации к гоголевскому тексту. Квадрат стола украшен гусиными перьями, чернильницей. Вокруг скрипящие подушками старые
стулья. Старые часы с маятником в левой части арьерсцены остановлены… Актер Александр Крымов в ходе читки подойдет к ним пару раз: передвинет стрелки. А толку – всё равно стоят. Тогда сложит из прочитанного листа маленького человечка, поставит лицом к залу. В противоположной части арьерсцены – светловолосый мальчик с виолончелью, музыка вторит словам, поддерживая эмоциональный фон. Гоголя читают, пунктиром разыгрывая, пробуя, разминая. Вот воет ветер и голоса становятся свистящими. Немногочисленные реплики делятся на мизансцены. Евгений Филатов в образе значительного лица стоит на стуле и жестко рубит «Строгость, строгость, строгость»!
Во втором отделении были прочитаны «Новорусские помещики» Александра Мелихова. Экран сначала показывал виды современного Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета. Глянцевый город: новый стадион, новый мост, Лахта-центр. Звучит текст. На экране замирает изображение вида на крыши в центре Петербурга, около площади Искусств. Нам читают историю про Изю и Раю из Подмосковья. Нет мальчика с виолончелью, нет и часов. Автор и актеры Надежда Федотова и Александр Крымов сидят лицом к залу уже вне обстановки «под старину». В конфликт вступают фотографии, пришедшие на место карандашных иллюстраций текста Гоголя, тишина (фонограмма под конец) и звуки виолончели, текст прошлого и текст настоящего. Трагедия маленького человека противопоставляется иронической усмешке над жизнью таких же маленьких.
Уже состоялись вечера проекта – «Достоевский и К°», «Пушкин и К°», «Чехов и К°». 6 марта театр ждёт на встречу «Салтыков-Щедрин и К°». И каждый раз это попытка протянуть ниточку от классиков к современникам.
Текст: Уля Мартьянова