Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

The Doors to The Demons

Юлия Савиковская ,- «Театральный город», 2016, март

Есть такой вид книг для изучающих английский язык, когда известный роман сокращается, а его лексика заменяется знакомой для начинающих (по-английски – «abridged version»). Такую версию можно прочитать легко и с удовольствием. А потом с удивлением обнаружить оригинальный текст.

Хочется спросить: а если наоборот? Если, например, уже прочитанных «Бесов» Достоевского (а ведь «The Demons» в названии новой премьеры в Театре имени Ленсовета – это же они, бесы) вы вдруг увидите в сокращенном варианте? Впрочем… зритель привык ко всему.

Пьеса шведа Ларса Нурена «Демоны» пока не слишком доступна широкой публике (ее можно бы сравнить с «Частными жизнями» Ноэла Кауарда, из более современных – с «Богом резни» Ясмины Резы). Многие впервые познакомятся с ней на спектакле, не догадываясь, что режиссер предпочел сильно урезанную версию текста. Однако есть и те, кто видел другие постановки, например спектакль Томаса Остермайера в берлинском театре «Шаубюне». И, признаюсь, не удержаться от сожаления: сколького питерский зритель лишен!..

Ларсу Нурену – семьдесят один год. Он предлагает серьезный и подробный психологический анализ жизни двух молодых супружеских пар – Франка и Катарины, живущих на верхнем этаже, Йенны и Томаса – их соседей снизу. Хотя все происходит в 1982 году (так указано в тексте), пьеса ультрасовременна – текст на редкость смел в раскрытии сексуальных комплексов и фантазий. Пары очень узнаваемы, а происходящее между ними полно нарастающего драматизма, результат которого – полусумасшествие обитателей современной многоэтажки в мегаполисе. Демоны пьесы – это и сами герои, и их фантомные страхи, и демоны пустоты, и демоны одиночества.

Томас Остермайер сделал великолепный спектакль, в котором постоянно вращаются стеклянные стены, превращая обычных людей в насекомых, обитающих в склянке-квартире с модной ванной, велосипедным тренажером, и… урной с прахом матери.

Молодому режиссеру, ученику Семена Спивака, кажется, тема одиночества человека в современном мире наиболее близка, если судить по его спектаклям «Глазами клоуна» и «Одинокие» в Театре Сатиры на Васильевском. И материал для своих высказываний Денис Хуснияров берет всегда интересный, «заслуженный». Вот и последний спектакль – не исключение. Однако преследует странное чувство, будто эта версия «Демонов» сделана для подростков и начинающих жить молодых людей. «Аbridged version». Стоит ли опускаться на самое дно?! До «дна» у Нурена. А спектакль иной, он движется вопреки автору, в сторону романтической «красивости», в поисках разрядки, в противоход подавленности, к бесстрашному несмотря ни на что – «ewig weibliche». Не зря вместо непонятного дорогого арт-объекта, купленного Франком (Олег Федоров), в спектакле появляется статуя Венеры Милосской, позу которой в один из моментов копирует играющая Йенну Юстина Вонщик.

И не сказать, что это неправильное решение или плохой ход. Просто это – «Демоны» наоборот. У Хусниярова эти современные люди раскрываются не с худшей, а, пожалуй, со своей детской стороны: кем они не стали, кем могли бы быть, если бы их любили, если бы жизнь и окружающие люди их не заели, если бы… В каждом из героев в конце спектакля видны абрисы Венеры Милосской.

Боль Катарины (народная артистка России Анна Алексахина) – нерожденный ребенок и физическое отвращение к ней мужа. И актерский рисунок склоняется к образу скорби о несбывшейся материнской судьбе. Франк (Олег Федоров) – недолюбленный, чувствительный мужчина-мальчик, ему не дано сблизиться с теми женщинами, к которым его по-настоящему тянет. Томас (Олег Андреев) – человек, который мог бы быть собой, если бы его не задавили работа и семья, а его жена Йенна (Юстина Вонщик) – «вечная женственность», красавица, растоптанная жизнью и мужем, которому она надоела и который ее только терпит.

А красота? Она еще есть в этих людях, и она же прописана спектаклем вне их. Огромные ведра с тюльпанами, которыми бутафоры (юноши и девушки в черном тоже участвуют в спектакле) постепенно заполняют сценическое пространство. В пьесе Нурена – современная квартира с многочисленными бытовыми приборами. В спектакле Хусниярова остались только разбросанные непарные туфли, ряды бутылок, коробки конфет и огромный душ в центре сцены. Постепенно коробки, бутылки, помада и сумочки заменяются тюльпанами, исчезает все лишнее, в конце на сцене – лишь Венера и тюльпановое многоцветье, с которыми зрители фотографируются, пока не выключат свет. Живописный катарсис!

Монологи, задушевные рассказы героев, обращенные к зрителю, служат той же цели – это моменты истины, очищения, пробуждения.

Самой трогательной оказывается «Венера» спектакля – Йенна в исполнении Юстины Вонщик. Актриса филигранно и удивительно точно рисует образ настоящий и нафантазированный, возможный, узнаваемый и неожиданный в каждом новом ракурсе. Она меняет фокус, преломление, создает оттенки и контрасты, секреты плавности и остроты. Простушка, которая умеет «только агукать и сюсюкать» с детьми; выпавшая из социального контекста девушка («все друзья говорят о театре, а я ничего не понимаю, они спрашивают меня о кино, а я ничего не видела»); греческая статуя (муж моет ей ноги водой из ведер, откуда он выбрасывает тюльпаны, а она стоит на пьедестале в позе Венеры); опытная женщина-вамп в красном платье, красной перчатке, на высоких каблуках. Вечно изменчивая, невероятная Женщина и… просто Йенна.

Но повествование о спектакле Дениса Хусниярова не будет полным, если не рассказать о главном. Режиссерское решение – это квартет актеров-музыкантов (Сергей Перегудов – великолепный вокал, гитара – Роман Кочержевский, клавишные – заслуженный артист России Евгений Стецюк, ударные – Кирилл Фролов). Не зря то, что можно было перевести как «Демоны», оставлено режиссером как «The Demons» – ведь это по форме почти как «The Doors» Джима Моррисона. Музыка становится контрапунктом тексту, иногда – комментарием к нему, а иногда и замещением. И в этом правда: порой люди просто не могут и не хотят найти слов для того хаоса чувств, комплексов, агрессии, который носят в себе. Музыка – проводник смыслов, единственная связующая нить, оберег от распада и небытия. В одной из сцен то Катарина, то Франк отвечают на реплики супруга не словами, а извлечением звуков на ударной установке (музыкант вежливо уступает им место), где они потихоньку находят каждый свой собственный уникальный ритм.

Музыканты врываются в спектакль, превращая его в рок-концерт (с дымом, световыми эффектами, кручением микрофона и паданием солиста на сцену перед зрителем). Они бродят по сцене и зрительному залу (Перегудов постоянно существует между сценой и первым зрительским рядом). Они наблюдают за квартетом семейных пар. Они сочувствуют, являясь возможными собеседниками. Музыка окунает в мир потерянных слов. Ритмическое безмолвие сближает. Гармония возвращает к себе.

Музыка превращает спектакль в сложносочиненный жанр. И цитата Моррисона в финале, озвученная Сергеем Перегудовым, кажется лишней. Не стоит объяснять нам, что имел в виду автор. Тем более, если Хуснияров – не Остермайер. Мы поняли, что это по-своему здорово и нам повезло.

 Юлия Савиковская

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр