Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Термос для любви, или Горькая пилюля доктора Чехова

Ирина Жукова,- «Театральные вести», 2010, № 6, 1 - 15 февраля

Чайки, сестры, дяди Вани. Тоска по лучшей жизни и шанс посмеяться над этой недостижимой целью. Театральное пространство перенасыщено Чеховым, как воздух электричеством в предвкушении грозы. Но все новые и новые участники вливаются в этот бурный поток. Театр имени Ленсовета предлагает публике свою версию трех чеховских произведений - «Предложение», «Юбилей», «О вреде табака». Волей режиссера Андрея Прикотенко они стали спектаклем «Чеховъ. Водевиль».

«Пошив одного костюма из трех разных одежд» для режиссера не в новинку. Таким же образом он сочинил спектакль «Лерка», объединив одной героиней три разные истории. Теперь объединяющим стал герой, который сначала делает предложение, потом, оказавшись женатым, мучается в этом своем семейном заключении, а, оттрубив на семейной ниве 33 года, понимает, что напрасно делал это самое предложение. Жизнь пропала. Вот такой манифест о пагубности брака. Как замечательно заметил актер Александр Новиков, исполняющий главную роль и соединяющий спектакль в одно целое, «брак - не лучший термос для любви». 
Впрочем, то, что мы привычно зовем любовью, практически всегда имеет совсем иное название. «Ломанувшись» в семейную жизнь, господин Ломов уповал на любовь, как и все на нее уповают. Да где ж ей образоваться, если люди скорее машины, чем человеки. Но остатки души жаждут счастья, а получают кукиш. Режиссер вместе с актерами убедительно демонстрирует нам сокрушительную победу серой реальности над розовыми мечтаниями. 
Это, безусловно, - чеховская тема. «Большие» чеховские пьесы разворачивают ее во всей своей пронзительной безысходности. Но доктор Чехов знал, что мир таков, какой он есть, а жизнь не знает жанров - она смешна, трагична и абсурдна одновременно. Мне кажется, что Андрей Прикотенко пытался донести до публики именно это послание. 
На мой взгляд, в спектакле пока нет равновесия между тремя этими «ингредиентами», хотя намерение его установить ощущается зримо. 
Однако «Чеховъ. Водевиль» - не мертворожденный продукт, а живой и растущий организм. Глядишь, и уйдет из него то, что мне представляется недоверием режиссера к самому себе и к зрителям. Такое ощущение, что в стремлении быть понятым сочинитель пересолил. Мы, к примеру, и так верим, что госпожа Мерчуткина (Галина Субботина) готова на все, лишь бы вырвать из лап супостатов свои кровные, и сексуальное насилие над туповатым Шипучиным (Олег Андреев) смотрится, как вставной и необязательный «номер». И таких «блох» много. Может, они сами выскочат из спектакля, может режиссеру надо их половить. Не исключено, что актеры найдут зримое оправдание всем придумкам, и тогда отсебятина и вставные номера для зрителя со временем станут органичными. 
Пока наиболее убедительна Главная Супружеская Пара - Александр Новиков (Ломов) и Ульяна Фомичева (Наталья Степановна). Причем Фомичева во всем этом придуманном режиссером море-окияне просто-таки купается, а потому и мне, как зрителю, хочется просто плыть за ней, наслаждаясь. А Новиков как будто сам на себя, привычного, оглядывается и сомневается - а туда ли я? По-моему, очень даже туда. И его последний монолог «О вреде табака» постепенно доходит до той самой чеховской пронзительной безысходности. Древние греки утверждали: «Женись! Повезет - будешь счастлив. Не повезет - станешь философом». Но из наших невезучих мужичков философов не получается, в лучшем случае - пьяницы, но от этого нашим бабам их еще жальче. Впрочем, жалко всех. И тех, кто понял, что жизнь пропала, и тех, кто остался в святом неведении. Закрадывается горькая мысль: ведь семеро детишек, что прижили герои в своем убогом существовании, под копирку повторят их печальный опыт. 
И если кому-то появление многочисленных детских кроваток под финал «Предложения» кажется непонятным, то мне оно - весьма кстати. А не хватает, пожалуй, появления повзрослевших наследников в самом финале. Есть господин Ломов со своей Наташкой, и похожи они оба на моль, просидевшую всю жизнь в тесном шкафу с шубами. А детишек нет, а очень хочется увидеть выводок, чтобы понять все и окончательно. Но режиссер нас тут оставляет с носом - заявили деток, поминали всуе не раз, но до конца эту тему не отыграли. А жаль. Так мне кажется.
Слово «водевиль», выведенное в заглавие, не представляется мне жанром спектакля, а скорее - резолюцией на манифесте о прискорбности брака. Так и видишь, как кто-то водит пером и пишет неспешно: «Водевиль!». А под конец и вовсе: «Водевиль на оба ваши дома...»
Этот водевиль прекрасно проявлен и в сценографии, которую создали Мария Брянцева и режиссер Андрей Прикотенко, и в костюмах Ольги Лукиной. Никакого перебора в деталях, все работает, все со смыслом. И вязаный чепчик у Ломова в «Предложении», и наряд а-ля Анна Каренина у Мерчуткиной в «Юбилее». Во всем многообразии придумок не слишком мотивированной «блохой» вылезает разве что скелет в шкафу. 
Что ж, читатель, если ты любишь Чехова так, как люблю его я, то есть - не как пыльного классика, а как человека, которого нам еще догонять и догонять, пытаясь постичь то, что он постиг сто лет назад, то тебе стоит отправиться на этот спектакль. 
Ирина Жукова

 

Премьера

27 ноября на Малой сцене состоится премьера спектакля «Следы материнских морей» по повести Марины Цветаевой «Мать и музыка». Режиссер – Екатерина Максимова. Играет Марианна Коробейникова.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр