Top.Mail.Ru

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Валерия Троицкая,- «С.-Петербургские ведомости» 08 Июня 2019

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.   

   Актер Театра им. Ленсовета Роман Кочержевский выпустил свою первую самостоятельную постановку – сочинение по мотивам поэмы «Мертвые души» и другим произведениям Николая Васильевича Гоголя. В конце 2016 года начинающий режиссер представил зрителям спектакль «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь», но эта работа была создана совместно с Юрием Бутусовым.

Инсценировку гоголевских «Мертвых душ» Роман Кочержевский написал сам. Он же выступил художником-постановщиком и поселил героев в пространство, наполненное предметами интерьера 70-х годов XX века.

Спектакль построен как череда «воспоминаний»: встреча Чичикова с четой Маниловых, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичами... Маниловых играют Александр Новиков и Наталья Шамина – дуэт, сложившийся в спектакле «Дядя Ваня». Актеры то смеются истерически, то целуются долго и томно. Впрочем, этот гротеск они наследуют из самого текста. Их Маниловы – сахарные, приторные – из тех душевных людей, у которых с душой беда.

Настасья Коробочка в неожиданном исполнении Анны Ковольчук встретит Чичикова, которого играет Сергей Перегудов – тоже параллель с бутусовским спектаклем «Все мы прекрасные люди». Но эта Коробочка – не пугливая гоголевская помещица. Старушечий образ словно растворится в воздухе, и перед зрителями окажется вполне современная дама – прекрасная во всех отношениях. Такая ничего не боится и никогда не продешевит. 

   Следующее «воспоминание» – и Сергей Перегудов превращается в Ноздрева. Звучит знакомый текст об опустившемся игроке, кутиле и пьянице, которому после смерти жены и до собственных детей дела нет. Пока Ноздрев ведет свою партию, в углу сцены скромно сидит девочка с куклой – она смотрит на погибающего человека с такой жалостью, на которую способно лишь детское сердце. Удивительная роль Лауры Пицхелаури, которая вскоре предстает холодной и несчастной красавицей – Феодулией Собакевич.

В следующем эпизоде текст Чичикова будет произносить именно она – просить о чем-то опостылевшего ей мужа (Собакевича играет Виталий Куликов). Полупустая квартира, мертвая семья. О чем они торгуются? Есть ли у любви «красная цена»? Но вскоре супруги помирятся, а Чичиков появится в доме самого страшного гоголевского героя. Роль Плюшкина исполняет Сергей Мигицко. Он же играет губернатора города NN, и этот персонаж получился у актера не менее убедительным. Вот такое «кружево» из образов плетет режиссер. 

 Чичиковых в спектакле тоже несколько. Кроме Пицхелаури и Перегудова его текст произносит Виталий Куликов, но «основной» Чичиков – это Федор Пшеничный. В смене актеров – не только многоликость и лицемерие персонажа. Скорее двойственность его личности. У Чичикова в исполнении Пшеничного есть сердце. Ему любви хочется – чистой и светлой. Но и денег тоже очень хочется. Все же воруют, чем он хуже? Он даже не ворует – «дело делает», пускай и не очень чистое. «Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные...»

   Но служить одновременно Богу и мамоне нельзя. Заключительный эпизод спектакля – словно бой между несчастным Павлом Ивановичем и тем «высшим светом», куда он рвется, разрывая душу. Бой, где все маски сняты, и где он оглушительно проиграет. У Гоголя – чтобы в итоге победить, но этот итог читатели так и не узнали: второй том «Мертвых душ», как известно, сгорел, а возрождение души Чичикова планировалось лишь в третьем...

В первых же отзывах о спектакле Роман Кочержевский не избежал сравнений с Юрием Бутусовым: актеры играют разные роли, повторяют одни и те же фразы, интересно подобран музыкальный ряд, сцены красивы и напоминают кадры из художественного фильма. Спектакль действительно красив. Здесь и смена фона за спинами героев, и театр теней, и множество деталей, которые хочется рассматривать: африканские маски в доме Коробочки, кипящий аквариум с рыбками у Маниловых, бьющийся в банке мотылек в руках губернаторской дочки. Но в этом нет пустой «красивости». Спектакль передает саму суть гоголевского текста, при этом имеет вдумчивую, выстроенную режиссером с математической точностью, композицию. Он смотрится легко. 

   Одно из главных достоинств постановки – актерский ансамбль. Александр Новиков – обаятелен в любой роли. Анна Ковальчук как всегда женственна и красива – даже в экзотическом образе старушки в шубке «под пантеру». Сергею Мигицко порой не обязательно говорить на сцене, все равно будет смешно и точно. Нерв этого спектакля – Сергей Перегудов, его сердце – нежная Лаура Пицхелаури. А еще дочка губернатора в исполнении молодой актрисы Риммы Саркисян. Чудный образ – трогательный, забавный, узнаваемый.

Впрочем, у кого-то и в столь юном возрасте души уже умерли. Спектакль Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых. В конце постановки со сцены звучит гоголевское: не нужно негодовать, если наши герои не пришлись вам по вкусу, это вина Чичикова... Но лишь читая «между строк», понимаешь – не в Чичикове дело. Он лишь порождение времени, а Гоголь, к сожалению, современен всегда. В эпоху Николая I, в годы брежневского «застоя», во время раннего капитализма с нечеловеческим лицом или же нынешнего – с нагло-гламурным. Совершенно неважно, одел режиссер своих актеров в джинсы-клеш или же во фраки, обставил сцену старинной мебелью или купленной в «Икее». Все равно это про нас. 

   Что касается сравнений с Бутусовым... Юрий Николаевич, наверное, и мог уйти из любимого театра, потому что он сделал самое главное. Он оставил зрителям свое наследство – ярких, непохожих друг на друга, но близких друг другу актеров-единомышленников. Даже само их решение – вот так смело довериться молодому режиссеру – многое говорит о взаимоотношениях в этом коллективе. По крайней мере, в какой-то его части.

Именно поэтому спектакль получился. Постановка Кочержевского логична в репертуаре театра, у которого есть свой характер. Она оригинальна, остроумна и злободневна. К слову, Юрий Бутусов часто повторял, что он не стремится к «злободневности», актуальности, его интересует только человек. И если искать что-то общее в спектаклях учителя и ученика, то это внимание к человеческой душе. В остальном – не нужно сравнений. «Мертвые души» – это интересный рассказ в исполнении интересных людей – о вечном и о временном.