Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Валерия Троицкая,- «С.-Петербургские ведомости» 08 Июня 2019

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.   

   Актер Театра им. Ленсовета Роман Кочержевский выпустил свою первую самостоятельную постановку – сочинение по мотивам поэмы «Мертвые души» и другим произведениям Николая Васильевича Гоголя. В конце 2016 года начинающий режиссер представил зрителям спектакль «Комната Шекспира» по пьесе «Сон в летнюю ночь», но эта работа была создана совместно с Юрием Бутусовым.

Инсценировку гоголевских «Мертвых душ» Роман Кочержевский написал сам. Он же выступил художником-постановщиком и поселил героев в пространство, наполненное предметами интерьера 70-х годов XX века.

Спектакль построен как череда «воспоминаний»: встреча Чичикова с четой Маниловых, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичами... Маниловых играют Александр Новиков и Наталья Шамина – дуэт, сложившийся в спектакле «Дядя Ваня». Актеры то смеются истерически, то целуются долго и томно. Впрочем, этот гротеск они наследуют из самого текста. Их Маниловы – сахарные, приторные – из тех душевных людей, у которых с душой беда.

Настасья Коробочка в неожиданном исполнении Анны Ковольчук встретит Чичикова, которого играет Сергей Перегудов – тоже параллель с бутусовским спектаклем «Все мы прекрасные люди». Но эта Коробочка – не пугливая гоголевская помещица. Старушечий образ словно растворится в воздухе, и перед зрителями окажется вполне современная дама – прекрасная во всех отношениях. Такая ничего не боится и никогда не продешевит. 

   Следующее «воспоминание» – и Сергей Перегудов превращается в Ноздрева. Звучит знакомый текст об опустившемся игроке, кутиле и пьянице, которому после смерти жены и до собственных детей дела нет. Пока Ноздрев ведет свою партию, в углу сцены скромно сидит девочка с куклой – она смотрит на погибающего человека с такой жалостью, на которую способно лишь детское сердце. Удивительная роль Лауры Пицхелаури, которая вскоре предстает холодной и несчастной красавицей – Феодулией Собакевич.

В следующем эпизоде текст Чичикова будет произносить именно она – просить о чем-то опостылевшего ей мужа (Собакевича играет Виталий Куликов). Полупустая квартира, мертвая семья. О чем они торгуются? Есть ли у любви «красная цена»? Но вскоре супруги помирятся, а Чичиков появится в доме самого страшного гоголевского героя. Роль Плюшкина исполняет Сергей Мигицко. Он же играет губернатора города NN, и этот персонаж получился у актера не менее убедительным. Вот такое «кружево» из образов плетет режиссер. 

 Чичиковых в спектакле тоже несколько. Кроме Пицхелаури и Перегудова его текст произносит Виталий Куликов, но «основной» Чичиков – это Федор Пшеничный. В смене актеров – не только многоликость и лицемерие персонажа. Скорее двойственность его личности. У Чичикова в исполнении Пшеничного есть сердце. Ему любви хочется – чистой и светлой. Но и денег тоже очень хочется. Все же воруют, чем он хуже? Он даже не ворует – «дело делает», пускай и не очень чистое. «Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные...»

   Но служить одновременно Богу и мамоне нельзя. Заключительный эпизод спектакля – словно бой между несчастным Павлом Ивановичем и тем «высшим светом», куда он рвется, разрывая душу. Бой, где все маски сняты, и где он оглушительно проиграет. У Гоголя – чтобы в итоге победить, но этот итог читатели так и не узнали: второй том «Мертвых душ», как известно, сгорел, а возрождение души Чичикова планировалось лишь в третьем...

В первых же отзывах о спектакле Роман Кочержевский не избежал сравнений с Юрием Бутусовым: актеры играют разные роли, повторяют одни и те же фразы, интересно подобран музыкальный ряд, сцены красивы и напоминают кадры из художественного фильма. Спектакль действительно красив. Здесь и смена фона за спинами героев, и театр теней, и множество деталей, которые хочется рассматривать: африканские маски в доме Коробочки, кипящий аквариум с рыбками у Маниловых, бьющийся в банке мотылек в руках губернаторской дочки. Но в этом нет пустой «красивости». Спектакль передает саму суть гоголевского текста, при этом имеет вдумчивую, выстроенную режиссером с математической точностью, композицию. Он смотрится легко. 

   Одно из главных достоинств постановки – актерский ансамбль. Александр Новиков – обаятелен в любой роли. Анна Ковальчук как всегда женственна и красива – даже в экзотическом образе старушки в шубке «под пантеру». Сергею Мигицко порой не обязательно говорить на сцене, все равно будет смешно и точно. Нерв этого спектакля – Сергей Перегудов, его сердце – нежная Лаура Пицхелаури. А еще дочка губернатора в исполнении молодой актрисы Риммы Саркисян. Чудный образ – трогательный, забавный, узнаваемый.

Впрочем, у кого-то и в столь юном возрасте души уже умерли. Спектакль Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых. В конце постановки со сцены звучит гоголевское: не нужно негодовать, если наши герои не пришлись вам по вкусу, это вина Чичикова... Но лишь читая «между строк», понимаешь – не в Чичикове дело. Он лишь порождение времени, а Гоголь, к сожалению, современен всегда. В эпоху Николая I, в годы брежневского «застоя», во время раннего капитализма с нечеловеческим лицом или же нынешнего – с нагло-гламурным. Совершенно неважно, одел режиссер своих актеров в джинсы-клеш или же во фраки, обставил сцену старинной мебелью или купленной в «Икее». Все равно это про нас. 

   Что касается сравнений с Бутусовым... Юрий Николаевич, наверное, и мог уйти из любимого театра, потому что он сделал самое главное. Он оставил зрителям свое наследство – ярких, непохожих друг на друга, но близких друг другу актеров-единомышленников. Даже само их решение – вот так смело довериться молодому режиссеру – многое говорит о взаимоотношениях в этом коллективе. По крайней мере, в какой-то его части.

Именно поэтому спектакль получился. Постановка Кочержевского логична в репертуаре театра, у которого есть свой характер. Она оригинальна, остроумна и злободневна. К слову, Юрий Бутусов часто повторял, что он не стремится к «злободневности», актуальности, его интересует только человек. И если искать что-то общее в спектаклях учителя и ученика, то это внимание к человеческой душе. В остальном – не нужно сравнений. «Мертвые души» – это интересный рассказ в исполнении интересных людей – о вечном и о временном. 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр