13 мая на 62-м году жизни в Болгарии скончался выдающийся театральный режиссер художественный руководитель - директор Театра имени Ленсовета Владислав Пази
После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Владислав Пази ставил спектакли в театрах Петрозаводска, Омска, Киева, Таллина, Владимира, Мурманска. Несколько сезонов он был художественным руководителем Русского драматического театра в городе Бишкек, Киргизия. Вернувшись в родной Петербург, за короткое время Владислав Пази как художник нашел в нем свое место, достойно и ярко вписался в театральную палитру города. Первые же его постановки на сцене Театра имени В.Ф. Комиссаржевской - «Дама с камелиями» и «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» -стали режиссерским триумфом. О Пази заговорили как о явлении. Он стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Творческая неугомонность и желание попробовать новый театральный язык привели режиссера в Мариинский театр, где он поставил оперу Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Успех спектакля на престижных зарубежных сценах, включая «Метрополитен-Опера», во время гастролей Ма-риинки и на международных фестивалях в Португалии, Финляндии, Голландии принес режиссеру международное признание. Поступило приглашение поставить «Обручение» в Оперном театре Сан-Франциско, что Владислав Пази с блеском и осуществил. Затем была постановка спектакля «Игрок» в Муниципальном театре Лиссабона.
Став десять лет назад художественным руководителем Санкт-Петербургского Академического театра имени Ленсовета, Владислав Пази продолжал творческий поиск. Он не боялся экспериментировать и рисковать. Мог взять для постановки неожиданный материал, например киносценарий Ингмара Бергмана «Лицо» и роман Владимира Набокова «Король, дама, валет», романтическую театральную фантазию современного французского драматурга Э.-Э. Шмитта «Фредерик, или Бульвар Преступлений» и киномюзикл «Кабаре». К 300-летию Санкт-Петербурга Пази была поставлена опера для драматического театра «Владимирская площадь» по роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Событием последних лет российского масштаба стал спектакль по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» с участием Алисы Фрейндлих. Режиссер и актриса за свою виртуозную работу были удостоены театральной премии «Золотой софит». Актриса - «Золотой маски», а спектакль - «Приза зрительских симпатий».
- Называть свою работу шедевром по крайней мере неприлично, - говорил Владислав Борисович совсем недавно «НП». -Скажем так: «Оскар» - творческая удача. Когда начинаешь ставить спектакль, всегда боишься, что будет творческая неудача. А на удачу, конечно, уповаешь, но никогда не знаешь, что получится. Теперь, когда удача несомненна, хотелось бы показать «Оскара» миру, прокатить по разным странам. Но спектакль для проката довольно сложный, затратный.
Последние премьеры - драма «Гедда Габлер» в Театре им. Ленсовета и мюзикл «Пышка» в Театре «На Литейном» - свидетельства широты творческого диапазона режиссера.
Спектакли Владислава Пази отличались и отличаются остроумием, виртуозностью режиссерской партитуры, сплоченностью актерского ансамбля и представляют собой захватывающее театральное зрелище. Заслуженный деятель искусств России и Киргизии профессор Академии театрального искусства Владислав Пази год назад выпустил свой первый актерский курс, который в полном составе влился в труппу Театра имени Ленсовета.
Владислав Пази умер, отдыхая между двумя репетициями своего нового спектакля «Игрок» по Ф.М. Достоевскому в Софийском театре «Смех и слезы». Уснул и не проснулся... Сердце!.. Сердце, отданное театру...
Екатерина Омецинская