Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Театральный коктейль

Евгений Соколинский,- «Санкт-Петербургские ведомости», 2007, 25 января

Перед Новым годом театры готовили угощения для зрителей. Главная приманка праздничного театрального стола - разнообразие.
О новой постановке пьесы Л. Н. Толстого "Живой труп" в Театре драмы им. А. С. Пушкина "Санкт-Петербургские ведомости" уже писали (в номере от 18 января. - Прим. ред.) Я не вполне согласен с автором рецензии Е. Алексеевой, но спорить сейчас не буду. Добавлю только, что это не самая оптимистичная пьеса отечественного классического репертуара. Хотя и в "Трупе" публика Театра драмы им. А. С. Пушкина 1950-х годов находила радостные моменты: цыганскую вольницу во 2-м акте, романсы Маши под гитару.
Песни и пляски, изъятые из "Живого трупа", старейший академический театр как бы передал своему младшему академическому собрату БДТ им. Г. А. Товстоногова. "Васса Железнова" М. Горького музыкальных дивертисментов в обеих редакциях пьесы не предполагала. "Васса" Сергея Яшина ими переполнена.
Премьера задумывалась в качестве бенефиса Светланы Крючковой, почти десятилетие не выходившей на сцену БДТ. И надо признать, бенефициантка продемонстрировала многие грани своего дарования. Были Вассы угрюмые, были строгие, но такой еще не было. Перед нами Васса нового времени. Смесь губернатора мегаполиса с бандершей. И хватка деловая ощущается, и улыбка всегда до ушей. На презентации, банкете может спеть и сплясать. Если кого из близких отравит или в петлю отправит, так исключительно по благодушию и радению о потомках. А уж как любить умеет! В течение всего действия по сцене слоняется покойный муж владелицы пароходства, еще молодой, стройный, в белой морской форме (Николай Реутов). Столько у Вассы к нему нежности! Жаль, что пришлось приблизить смерть любимого.
Представление заканчивается песней "Липа вековая над рекой стоит" и вальсом. Надо забыть про все эти самоубийства, детоубийства, подложные завещания и вместе запеть, да после четвертой рюмочки... В общем, нацельте свои вилки - перед вами истинная селедка в шоколаде.
Если же вы хотите увидеть классику без бурного обновления, надо отправиться на Малую сцену БДТ. Хотя Игорь Ларин любит и умеет нафантазировать что-нибудь экстравагантное, на сей раз он поставил спектакль акварельный, по-пушкински простой. Доверительная интонация, с которой актеры поведали нам печальную историю Самсона Вырина ("Станционный смотритель"), захватывает даже, когда рядом возбужденно ерзают младшие школьники, приведенные для знакомства с произведением школьной программы.
В режиссуре, скромном, но точном оформлении, музыке Й. Ланнера и Д. Россини есть деликатность, от нее мы отвыкли. Самое лучшее в этом камерном, внешне непритязательном спектакле сам Вырин - Изиль Заблудовский, трогательный и психологически убедительный в каждую минуту сценического существования.
Комедия "В Париж!" далека от поэтической грусти и легкой иронии повести Белкина, и все же в театре "Комедианты" тоже возникает странное ощущение, будто с Чеховым на Лиговском проспекте не борются. Александр Образцов сочинил смешную инсценировку по ранним, "пестрым" рассказам А. П. Чехова. И мы с удовольствием следим за нелепыми приключениями компании чиновников во главе с либеральнейшим генералом Пересолиным (Геннадий Спириденков). С такими руководителями жить можно! Когда два чиновника в пылу самобичевания принудили тишайшую собачку себя укусить (рассказ "Разговор человека с собакой"), жена его превосходительства (Лариса Климова) добилась-таки, чтобы укушенных отправили за казенный счет в Париж делать уколы от бешенства. Хорошие были времена!
Единственное, чего в конце XIX века, да и сейчас, перенести нельзя, так это требования начальства книжки читать. А в остальном показанная жизнь - тихая, буколическая.
Хотя молодые ребята до Парижа не доехали, застряли в Курске, мы с ними согласны: Курск не хуже ихней французской столицы. Всегда у нас весело, танцы без передышки. Впрочем, хореография Ирины Шароновой кажется вполне уместной в отличие от случая с "Вассой Железновой". Музыкально-эксцентрический жанр выдержан режиссером Михаилом Левшиным в полной мере.
Скверная привычка искать в театральных явлениях логику заставляет в почти несопоставимых предновогодних премьерах обнаруживать что-то общее. Рождественский оттенок очень разных спектаклей, вероятно, состоит в том, что они изображают "теплую компанию", объединившуюся вопреки любым обстоятельствам. Собирается такая компания и в спектакле "Русский из Чикаго". Анатолий Праудин выбрал для новой работы Экспериментальной сцены при "Балтийском доме" материал для себя несколько неожиданный, лирический. Собственно, это наплывы воспоминаний, калейдоскоп жизни русских эмигрантов, отправившихся в Америку. Прозу чикагского автора Михаила Бермана-Цикиновского оформила в поэтичный монтаж Наталья Скороход.
Разумеется, это не театрализованная книга очерков. Врач по имени или фамилии Луна символична и загадочна, как и Лариса Огудалова из "Бесприданницы", сыгранная той же Маргаритой Лоскутниковой. С трудностями эмигрантской жизни помогает справиться фантастическая любовь. Ее возникновению не мешает 15-минутный рассказ пациента-влюбленного про особенности своего простатита. Любовь заставляет чикагского литератора назначить свидание врачу - даме сердца аж на смотровой площадке Триумфальной арки. И если бы не проблемы с мочеиспусканием у героя-любовника, они были бы счастливы в Париже!
Под финал, когда изменившие и брошенные мужья, раковые и урологические больные соединяются в идиллической Флориде, чтобы наблюдать закат и поглощать вкуснющий украинский борщ, Луна-искусительница, утешительница исчезает. А была ли она на самом деле? А была ли та Россия, в которой с энтузиазмом голосили: "И, конечно, напевать лучше хором"?
Беспримесно праздничный спектакль сделали в Театре им. Ленсовета. Разве это не праздник: совершенно незаслуженно, без всякого труда получить кучу денег?! Комедия называется: "Смешные деньги". Задача у популярного английского драматурга Рэя Куни и режиссера Олега Левакова ясная: любое появление одного из восьми персонажей должно оказаться некстати и вызывать смех. В первом акте это полностью удается, ко второму - накал "хохотливости" несколько ослабевает. Но в течение всего действия неизменной остается симпатия публики к Генри Перкинсу.
В роли Генри, конечно, Александр Новиков - суперпростак города Петербурга. Тем не менее Генри (наш британский Иванушка-дурачок) становится богат и остается даже жив. Не менее сказочна и его жена красавица Джейн (Ирина Савицкова). Подумайте, она чужих денег не хочет и в знак протеста запирается в туалете для прослушивания музыки Бетховена! Такие красавицы могли бы, скорее, спросить: "Почему так мало денег?".
Впрочем, комедии положений можно простить известное неправдоподобие характеров. Зато действующие лица "Смешных денег" в отличие от чеховских и бермановских героев ("Русский из Чикаго"), потерпевших фиаско с Парижем, отправляются-таки в Барселону. Усядутся они на самой длинной скамейке в мире (придуманной Антонио Гауди) и выпьют, наверное, за наше здоровье тройное виски.
Евгений Соколинский

 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр