Второй сезон артистка Татьяна Трудова работает на сцене Театра имени Ленсовета. В декабре состоится очередная премьера – «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, в нём артистка сыграет Герду.
В репертуаре Трудовой уже есть и тургеневская Верочка («Все мы прекрасные люди» по пьесе «Месяц в деревне»), и горьковская Татьяна («Мещане»), и гоголевская Марья Антоновна («Ревизор»), и шекспировская Офелия («Гамлет»), и ведьма в легендарном спектакле Юрия Бутусова «Макбет. Кино.», и ещё много ярких ролей.
- Месяц назад ты получила специальный приз Экспертного совета Высшей петербургской театральной премии «Золотой софит» за дебютные роли в спектаклях Театра имени Ленсовета. Их в твоём репертуаре без малого уже целых десять. Ты сама какую из этих первых сценических работ наградила бы призом?
- Ну и вопрос. Вокруг столько талантливых людей, которые заслуживают награды, поощрения, признания, что мою персону среди них обсуждать рановато. Я расцениваю эту награду как огромный аванс, который надо отрабатывать и отрабатывать. Когда ты искренне занимаешься любимым делом, полностью ему отдаёшься, думать о призах просто некогда. Твоя энергия направлена совершенно на другое. В каждом спектакле есть кусочек меня.
- Артиста всё-таки делают роли. Трудно стать артистом, стоя на страже с копьём в третьем ряду. Понять, что ты значишь, что ты умеешь, понять свою связь со зрительным залом можно на крупных ролях, мне думается. Какая твоя роль дала тебе понять, что ты стоишь на сцене на своём месте, что ты выбрала правильную дорогу?
- Ощущение, что ты на своём месте, пришло ко мне в моём первом спектакле «Август: графство Осейдж», когда я ещё студенткой ввелась на роль Джин. Это был мой первый выход на большую сцену, сразу с такими огромными артистами – Елена Комиссаренко, Ольга Муравицкая, Олег Фёдоров. Мы, студенты, на них из зала смотрели всегда, как на кумиров, мастеров. И тут – я рядом на равных с этим объёмом, масштабом актёрским и человеческим. Незабываемое ощущение. Я словно всеми лёгкими вдохнула пространство огромного зрительного зала, во мне что-то раскрылось, проснулось.
- Сразу стало понятно, что спектакль – это не то, что на сцене происходит, а то, что закручивается между сценой и зрительным залом?
- Да-да. Диалог. Ты выходишь рассказать, поделиться своей историей, зацепить их. Если говорить о роли, которая вскрыла что-то новое во мне самой, чего я не знала, не подозревала, то это ввод в спектакль Юрия Бутусова «Гамлет» на роль Офелии. Опять-таки – неимоверная компания на сцене, единый организм, который нельзя ни в коем случае разрушить, повредить, и при этом необходимо нащупать свою интонацию в чужом рисунке роли. Это атомная задача. Думаю, я её до сих пор не решила. Но я стараюсь соответствовать этому градусу, этому плотному воздуху спектакля.
- Как в оркестре…
- Да, и ты свою нотку, свою партию должен исполнить чисто, просто не имеешь права на другое, и это пугающая и возвышающая ответственность.
- Как ты, питерская девочка, вышла на актёрскую тропу?
- Я ходила в театральную студию в детстве, мне нравилась компания, общее дело, совместное сочинительство. У меня с тех пор остался хороший друг, и он предложил попробовать поступить на актёрский. Мама была категорически против, считала, что это путь в нищету, алкоголизм и всё прочее. И я параллельно с актёрскими турами поступала на таможенное дело, потому что в классе в школе был уклон в экономику и право. При этом я поставила себе такое условие: либо я на актёрский поступаю сейчас, либо никогда больше не поступаю: значит, не моё. Я не собиралась добиваться этого годами, как делают многие. Но судьба распорядилась так, что я поступила в Институт кино и телевидения с первого захода.
Набирала курс Анна Яковлевна Алексахина, актриса «ленсоветовская». Я ничегошеньки не знала ни про неё, ни про этот театр, ни про Юрия Бутусова. И началось рвение к поглощению информации, впечатлений, эмоциональная подзарядка. Тебя берут и направляют. Анна Яковлевна ставила задачи – смотреть всё, читать всё, обсуждать всем вместе всё. Ты ещё «зелёный», но тебя наполняют такими смыслами, такими формами! Планку всегда Мастер ставила «по гамбургскому счёту», заставляла стремиться ввысь. И постепенно ты начинаешь отделять главное, настоящее, подлинное от шелухи. Нас сразу учили, что мы не должны быть только исполнителями, а должны пытаться быть сотворцами режиссёра. Режиссёр направляет тебя по вектору, но за роль отвечаю я, как ни крути. И как глубоко я могу в себя копнуть – на моей совести.
Мне интересно пробовать себя в разных жанрах. Вот я сыграла в глубокой драме Зеллера «Мама» у Ильи Мощицкого, и практически сразу вошла в лихую итальянскую комедию «Синьор из высшего общества» в режиссуре Дамира Салимзянова. Это абсолютно перпендикулярные спектакли. В первом я должна практически вообще ничего не играть, сосредоточенно быть собой – вот такой, какая я сейчас, сегодня, в этот вечер. А в «Синьоре» в яркой характерности должна найти правду внутреннюю для себя, существовать остро в жанре комедийном. В этом и прелесть театра, что ты можешь быть разной, многогранной. Так что можно сказать, что я сейчас нахожусь в стадии узнавания своих возможностей.
- Почти все твои дебютные роли – драматические. Даже Марья Антоновна в «Ревизоре» - потерянная, брошенная девушка, для неё всё кончается крахом надежд. Нынче ты репетируешь роль Герды в «Снежной королеве». Более положительной цельнокроеной героини трудно себе представить, не найти у неё изъянов. Так она сочинена и Андерсеном, и Шварцем. Как сыграть абсолютно положительного героя живо, интересно, не скучно, не плакатно?
- Есть идеальный образ – и есть артист, который пытается приблизиться к этому идеальному образу. Сколько в театрах «Снежных королев» – столько и разных девочек по имени Герда. Она живёт в любви, в гармонии и впервые сталкивается со злом. Для неё весь её путь к вызволению брата из чертогов Снежной Королевы – абсолютно новый, неизведанный, она узнаёт на этом пути о мире вокруг, о том, как он бывает жесток и несправедлив, очень много. И её сила именно в том, что она не становится от этих новых знаний хуже, она только закаляется, набирает силу и веру. Вот этот процесс её противостояния злу, нечестности, подлости и интересен.
- То есть тебя совершенно не смущает, что Герда очень правильная девочка, всегда знающая, что такое хорошо и что такое плохо?
- Так эти знания ведь нужно отстаивать ежесекундно, в борьбе. И это очень жизненная тема, и для детей, и для взрослых. Герда – совсем юное существо, она не чёрствая душой, она чистая и светлая, и это чувствуют все те, кого она встречает на пути. Ей помогают, потому что чувствуют её искренность и силу убеждённости. Я не думаю, что такая сила даётся очень просто. Это огромная работа души, сердца. Герда – маленький стойкий человечек. Мне всё время на репетициях хочется её защитить, уберечь, ведь ей так трудно.
- Как визуально будет в спектакле решена сказочная форма?
- Современные дети прекрасно разбираются в визуальных эффектах. У нас в спектакле огромную роль будет играть видеопроекция, через неё на сцене появится волшебство. Не будем раскрывать секреты, пусть детям и родителям будет сюрприз.
Беседу вела Вера Николаева