13 марта 2022 года в Санкт-Петербургском Государственном академическом Театре им. Ленсовета состоялся премьерный показ спектакля «Тартюф» режиссёра Романа Кочержевского по пьесе Жан-Батиста Мольера «Тартюф, или Обманщик».
У Романа вместо привычной всем комедии разыгралась настоящая драма, которая приобрела особое звучание и стала объемнее благодаря включению текстов современного писателя Виктора Ерофеева из его рассказа «Жизнь с идиотом».
Действие пьесы Мольера было перенесено в наши дни, сохранив канву первоисточника, а знаковые и понятные нам образы приглашали взглянуть на самих себя.
Великолепная сценография и видеография делают этот спектакль ещё более многогранным и живым, благодаря чему с первого просмотра невозможно объять и разгадать все режиссерские замыслы.
Такое переплетение прошлого и современной действительности позволило взглянуть глубже на давно знакомую историю. «Тартюф, или Обманщик» — бессмертный материал, где в полной мере раскрыты человеческие слабости. Природа не терпит пустоты, и на каждую неосознаваемую человеком проблему придёт «зеркало», которое призвано развернуть его к самому себе для взращивания внутренней ценности.
Созависимые отношения возникают, когда партнёры решают свои проблемы за чужой счёт. Несмотря на то, что у обеих сторон при этом есть свои выгоды, это путь в никуда, потому что одна сторона так избегает ответственности за свою жизнь, а другая — паразитирует на этом.
Оргон и Тартюф — две стороны одной медали. Они обеспечивают друг друга жизненной энергией. В этой истории никого не жаль. Оба получили по заслугам, и финал спектакля мне нравится больше, чем финал в пьесе, потому что у Романа он получился гораздо реалистичнее.
Заслуженный артист России Александр Новиков в роли Оргона и Олег Фёдоров в роли Тартюфа были великолепны! В этом спектакле они оба вышли на какой-то невероятный уровень своего таланта и мастерства, и раскрылись так, как никогда прежде.
Весь актёрский состав этого спектакля был прекрасен!
Особенно хочу выделить работу Дианы Милютиной. Её Эльмира была, прежде всего, женщиной, которая мечтала быть любимой, но Оргон отказывал ей в этом. В ней боролись верность супругу и собственные желания. Эту борьбу Диана, несмотря на свою юность, сыграла очень тонко, буквально на полутонах.
Её чувственность, нежность и глубина безусловно украсили спектакль. Сцена соблазнения ее Тартюфом была очень красива, а следующая, когда она оказалась между двух своих мужчин — полна драматизма и боли. Для меня эта актриса стала настоящим открытием!
Ольга Муравицкая в этом спектакле сыграла две роли. Обе небольшие: госпожи Пернель и судебного пристава Лоайаль, но сыграла их так, что эти образы невозможно забыть. Обе её героини были очень знаковыми и раскрывали суть всей истории, добавляя действию напряжённости и неотвратимости неминуемой трагической развязки.
Дамис, сын Оргона, у Ильи Деля получился отвратительным типичным мажором, которому деньги отца позволяли делать все, что угодно, оставаясь в позиции инфантила. А Марианна, его сестра, несмотря на энергичность актрисы Виктории Волоховой, была красивой, но безжизненной куклой, в которой нет стержня и смелости бороться за свою любовь.
Единственным чистым и искренним персонажем во всей истории была Дорина, служанка Эльмиры, в исполнении Риммы Саркисян. Для этой роли у Риммы получилось приглушить свою природную красоту, дабы на передний план вывести внутренний мир и способность своей героини любить. Именно она всегда будет крепко стоять на ногах и двигаться дальше. И финал тому подтверждение.
Александр Крымов сыграл также две роли: брата жены Оргона и жениха Марианны. В обеих ролях он был разным и противоречивым, что ещё больше добавило штрихов к образу героев.
Если объективно смотреть на всё семейство Оргона, то начинаешь иначе воспринимать фигуру Тартюфа. Он уже не выглядит как вселенское зло, а скорее, как хирург, который очень точно вскрывает социальные «нарывы», выступая санитаром общества.
/Татьяна Преснякова/