Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ТАНЦУЮТ ВСЕ

Дмитрий Циликин,- «Деловой Петербург», 2012, 19 октября

Такого ленсоветовская сцена еще не видела. Такой ленсоветовскую сцену мы еще не видели. Программка там, где обычно перечисляется постановочная бригада, лапидарна: «Спектакль Юрия Бутусова». Справедливо - не потому, что это авторское произведение, когда сценограф, художник по костюмам 
и прочие служат выражению режиссерского замысла. А потому, что их просто нет: сцена абсолютно обнажена, пустой черный куб, технические лестницы и батареи отопления на задней стене тоже стали игровым пространством. Нехитрая мебель и костюмы - из подбора (можно вспомнить, что в какой пьесе видел), так что для завсегдатаев это еще и ностальгическое путешествие по репертуару Театра им. Ленсовета лет за тридцать. Новая эстетика, предложенная новым главным режиссером Бутусовым, вырастает из прошлого, как из перегноя. 
Впрочем, завсегдатаи, скорее всего, сбегут в первом же антракте (всего их три - 4 акта, около 5,5 часа). Боюсь, от любителей сценических пирожных - понятных жизнерадостных историй, всегда составлявших здесь изрядную часть афиши, фирменной смачной актерской игры - этот «Макбет» требует слишком многого. Во-первых, категорически, - знания самой трагедии: если вы не в курсе шекспировского сюжета, вряд ли поймете, кто кому тут дядя. Это совсем не нарративный театр, и то, что он сообщает, он сообщает не фабулой и диалогами. Его результат не знание, но впечатление и переживание.
Так же, как в фигуративной живописи кому-то интересно, как симпатичные мишки резвятся в сосновом лесу или старцы облизываются на дебелую Сусанну, а в живописи абстрактной смысл картины - в отношениях линий, объемов и цветовых пятен. Или еще одна аналогия. Изумительное таинственное стихотворение Мандельштама: «Что зубами мыши точат / Жизни тоненькое дно, -/ Это ласточка и дочка / Отвязала мой челнок...» Трудно расшифровывать, что сказал поэт (да и надо ли?), зато нельзя это не почувствовать: в ритме, в волшебных аллитерациях, в печали, возникающей будто ниоткуда, из интерлиньяжа (пробела между строк). 
Вот и спектакль Бутусова, как поэзия, устроен по законам музыки, его логика - логика сна. И не нужно допытываться, почему в пустоте стоит дверь без стен с надписью мелом «Школа № 1»; кто таков смешной уютный обыватель, у которого злобная спутница выдергивает из уха наушник с привычной музычкой; почему сцена, когда придворные с утра обнаруживают убитого короля, превращена в издевательский пир накрашенных уродов, на который является еще и плюшевый медведь (ростовая кукла), вальсирует с одной из дамочек, а потом ее насилует; почему на труп Банко из-под колосников долго и опасно сбрасывают автомобильные камеры, почему... Какая разница почему, если - завораживает. 
При этом «по профессии» «Макбет» исполнен виртуозно, режиссер растягивает сценическое время так, что оно почти рвется, и сжимает до головокружительных скоростей. Вдруг течение эпизодов сменяющихся монтажно, как в кино) прерывается, все участники вместе с самим Бутусовым выскакивают на сцену и под отбойный молоток Jam Майкла Джексона пляшут в экстатическом мелькании лучей - 8 минут! 
Исступленные конвульсии подхватывает часть публики: молодые люди 
рубятся прямо в проходе партера. 
Когда это веселое и тревожное безобразие наконец кончается, наступает тянущая жилы маята Макбета и леди Макбет: она отправляет мужа убивать короля, потом мучительно долго ждет его. Играющая эту роль прекрасная Лаура Пицхелаури крепко держит паузу, но тягостное напряжение приуготовлено еще и предыдущей оргией: после грохота тишина особенно звенит... 
Так сделан весь этот оглушительно талантливый спектакль.
Дмитрий Циликин

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр