Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ТАНЦУЮТ ВСЕ

Дмитрий Циликин,- «Деловой Петербург», 2012, 19 октября

Такого ленсоветовская сцена еще не видела. Такой ленсоветовскую сцену мы еще не видели. Программка там, где обычно перечисляется постановочная бригада, лапидарна: «Спектакль Юрия Бутусова». Справедливо - не потому, что это авторское произведение, когда сценограф, художник по костюмам 
и прочие служат выражению режиссерского замысла. А потому, что их просто нет: сцена абсолютно обнажена, пустой черный куб, технические лестницы и батареи отопления на задней стене тоже стали игровым пространством. Нехитрая мебель и костюмы - из подбора (можно вспомнить, что в какой пьесе видел), так что для завсегдатаев это еще и ностальгическое путешествие по репертуару Театра им. Ленсовета лет за тридцать. Новая эстетика, предложенная новым главным режиссером Бутусовым, вырастает из прошлого, как из перегноя. 
Впрочем, завсегдатаи, скорее всего, сбегут в первом же антракте (всего их три - 4 акта, около 5,5 часа). Боюсь, от любителей сценических пирожных - понятных жизнерадостных историй, всегда составлявших здесь изрядную часть афиши, фирменной смачной актерской игры - этот «Макбет» требует слишком многого. Во-первых, категорически, - знания самой трагедии: если вы не в курсе шекспировского сюжета, вряд ли поймете, кто кому тут дядя. Это совсем не нарративный театр, и то, что он сообщает, он сообщает не фабулой и диалогами. Его результат не знание, но впечатление и переживание.
Так же, как в фигуративной живописи кому-то интересно, как симпатичные мишки резвятся в сосновом лесу или старцы облизываются на дебелую Сусанну, а в живописи абстрактной смысл картины - в отношениях линий, объемов и цветовых пятен. Или еще одна аналогия. Изумительное таинственное стихотворение Мандельштама: «Что зубами мыши точат / Жизни тоненькое дно, -/ Это ласточка и дочка / Отвязала мой челнок...» Трудно расшифровывать, что сказал поэт (да и надо ли?), зато нельзя это не почувствовать: в ритме, в волшебных аллитерациях, в печали, возникающей будто ниоткуда, из интерлиньяжа (пробела между строк). 
Вот и спектакль Бутусова, как поэзия, устроен по законам музыки, его логика - логика сна. И не нужно допытываться, почему в пустоте стоит дверь без стен с надписью мелом «Школа № 1»; кто таков смешной уютный обыватель, у которого злобная спутница выдергивает из уха наушник с привычной музычкой; почему сцена, когда придворные с утра обнаруживают убитого короля, превращена в издевательский пир накрашенных уродов, на который является еще и плюшевый медведь (ростовая кукла), вальсирует с одной из дамочек, а потом ее насилует; почему на труп Банко из-под колосников долго и опасно сбрасывают автомобильные камеры, почему... Какая разница почему, если - завораживает. 
При этом «по профессии» «Макбет» исполнен виртуозно, режиссер растягивает сценическое время так, что оно почти рвется, и сжимает до головокружительных скоростей. Вдруг течение эпизодов сменяющихся монтажно, как в кино) прерывается, все участники вместе с самим Бутусовым выскакивают на сцену и под отбойный молоток Jam Майкла Джексона пляшут в экстатическом мелькании лучей - 8 минут! 
Исступленные конвульсии подхватывает часть публики: молодые люди 
рубятся прямо в проходе партера. 
Когда это веселое и тревожное безобразие наконец кончается, наступает тянущая жилы маята Макбета и леди Макбет: она отправляет мужа убивать короля, потом мучительно долго ждет его. Играющая эту роль прекрасная Лаура Пицхелаури крепко держит паузу, но тягостное напряжение приуготовлено еще и предыдущей оргией: после грохота тишина особенно звенит... 
Так сделан весь этот оглушительно талантливый спектакль.
Дмитрий Циликин

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 29 марта спектакля «Беглец» состоится спектакль «Бродский. Изгнание», начало в 19:30. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем Марианну Коробейникову - победителя петербургского этапа XIII Международного фестиваля моноспектаклей "Монокль" ("Следы материнских морей", режиссёр Екатерина Максимова). Удачи на международном этапе фестиваля!

ВЫСТАВКА «Исцеление реализмом»

19 февраля в фойе театра откроется третья выставка из серии «Исцеление реализмом». На выставке представлены живописные полотна белорусского художника Николая Владимировича Бущика. Работы из частного собрания Архимандрита Виталия (Радомысльского).

Подробнее

ПРЕМЬЕРА

15 февраля на Малой сцене - премьера спектакля "БУНИН. ОН, ОНА..." в постановке Евгении Богинской.

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛА - 75%

Уважаемые зрители! В связи с изменениями от 10.02.21 г. в постановлении Правительства Санкт-Петербурга №121 от 13.03.20 г. с 12 февраля 2021 г. заполняемость театральных залов увеличивается с 50 до 75%.

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр