В Театре им. Ленсовета февраль ознаменовался двумя мощными премьерами — на Большой и Малой сценах. Практически одновременно свои работы выпустили коллеги и соратники по театральной педагогике в московских творческих вузах: режиссер и преподаватель сценической речи Вера Камышникова поставила на Малой сцене спектакль «Странники» по рассказам Андрея Платонова, а режиссер и педагог Юрий Бутусов на Большой сцене — спектакль «Сон об осени» по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе.
Обе премьеры достойны зрительского внимания и всяческих похвал. Поход на оба этих спектакля — редкая в наши дни возможность причаститься к хорошему, умному, высококлассному театру. Разумеется, постановки отличаются по форме и содержанию, по замыслу и воплощению, по тональности и настроению. Впрочем, при всей своей кажущейся несхожести они одинаково цепляют своей внутренней глубиной и внешним изяществом.
У Бутусова спектакль более размашист. Он говорит громко, выражается в сценическом плане смелее, отчаяннее жестикулирует. У него шире амплитуда и гуще мазки кистью с тягучей масляной краской. Почерк мастера узнаваем, уверен, а разговор на тему, давно ставшую лейтмотивом общения с публикой — «люди странные» — ведется здесь не на повышенных тонах, как при нервном, напряженном выяснении запутанных отношений, а, скорее, ледяным тоном, от которого мурашки по коже. При этом спектакль как-то пугающе красив, чему ощутимо способствует игра актеров, душевно и физически невероятно пластичных, великолепная эстетика от художника Александра Шишкина и балетмейстера Николая Реутова, и чарующая музыка Фаустаса Латенаса, являющаяся неотъемлемой частью этого магического действа.
По контрасту, спектакль Камышниковой — шаманство совсем иного толка. Это нежная акварель с сумеречным настроением, каковое случается на закате, дня или жизни. Это особая житейская лирика с горчинкой, хрупкие цветы милосердия, растущие на жестокосердной почве, вкрадчивая доверительная интонация мудрого рассказчика, тихий разговор про людей, их проблемы, беды и горести. Разговор, от которого становится печально и тепло, хоть и сидишь с комком в горле. Рассказ, слушая который, проходишь трудное, болезненное, но необходимое очищение от всяческой скверны через сострадание и милосердие.
Если вы хотите театра острого, эффектного (в хорошем смысле — не пустой мишуры и оглушающей бури, а художественно оправданной зрелищности) — то вам на «Сон».
Если вы хотите театра традиционного, классического (в хорошем смысле — с тонкими нюансами и чистыми, неброскими театральными приемами), то вам на «Странников».
Если вы хотите испытать весь спектр театрального удовольствия, получить качественную подзарядку сердечных батарей, с блестящими актерскими работами в исполнении лучших сил ленсоветовской труппы, то вам — на обе эти премьеры. Ибо они сильны и прекрасны, как может быть силен и прекрасен подлинный театр.
Мария Кингисепп