Артисты театра имени Ленсовета доказали, что распиленная надвое женщина любит своего палача вдвое сильнее
Польско-американо-еврейский писатель Исаак Зингер, тезка швейной машинки, скроил неплохую повесть. Но для перенесения ее на сцену театра имени Ленсовета под именем «Фокусник из Люблина» пришлось повесть существенно «перешивать». Правда, когда в спектакле столько самых настоящих фокусов, этот, литературный, никого уже не удивляет. Люблин - маленький польский городок, откуда родом Яша Мазур, фокусник-еврей. В бога, ни в своего, ни в католического, он не верит, а синагогу, как, впрочем, и любой храм, использует лишь как укрытие от дождя. С этого спектакль и начинается. Все первое действие Яша Мазур глотает шпаги, гипнотизирует и читает мысли, показывает фокусы с картами и клеткой, из которой исчезает на глазах «почтеннейшей публики», распиливает помощницу надвое и бросает нож в установленное на ее макушке яблоко. Попутно бесчувственный Мазур жонглирует сердцами влюбленных в него женщин. Кроме Семена Стругачева, играющего Якова Мазура, мужчин на сцене нет. Успех сопутствует Яше повсюду. У него есть законная жена, но верен он ей до первого верстового столба по дороге из родного Люблина. В переездах ее место занимает помощница Магда, которую он пилит, забрасывает ножами и заставляет летать под куполом цирка. В свою очередь изменяя ей с Эстер. Действие спектакля начинается, когда фокусник знакомится с Эмилией, сыгранной известной актрисой Анной Алексахиной, в которую, похоже, по-настоящему влюбляется. Эмилия требует свадьбы, а еще - чтобы Яков переменил веру. Выражаясь современным молодежным языком, «у них еще ничего не было». Мазур согласен и считает переход из одной веры в другую делом пустячным. До поры до времени. Пока не растерял всех своих женщин - Магда, доведенная ревностью до крайности, во время представления сознательно падает из-под купола, Эстер из-за того же уходит на панель. А Яша бросает фокусы, вдруг осознает, что «еврей должен быть евреем», и становится святым, к которому подходят за благословением. Череповецкий зритель был определенно растроган; и пускай со сцены не раз нелестно отзываются о «русских», сжимавших Польшу в своих лапах, да и метания героя между иудейской верой и католической вряд ли слишком актуальны для нашего человека. Общечеловеческое победило. В спектакле хватает и смешного. Комический опыт Семена Стругачева то и дело покажет свой язычок - то герой в трусах и носках с подтяжками выйдет, то вдруг заговорит с еврейским акцентом. Особенно уморительна сцена купания надергавшегося Мазура в деревянной лохани с по-настоящему мокрой водой. «Признаться, я иногда даже жду этого купания. В зале душно - освежает. Правда, иногда черти слишком горячей или ледяной нальют. Шутники», - рассказал нам Семен. «Ленсовет» уехал, но встречи череповчан с драматургами ХХ века и петербургскими актерами не закончились. Некогда окончившая курс Игоря Владимирова Лариса Гузеева привезет в начале ноября спектакль по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
Сергей ВИНОГРАДОВ