Top.Mail.Ru

Спектакль по группе крови

Сабира МУТАЛЛИМОВА ,- «Час», Рига, 2009, 26 октября

12 и 13 ноября в cтолице состоится событие, которое не случилось бы без поддержки властей Санкт-Петербурга и Риги, - город увидит знаменитую постановку театра им. Ленсовета «Фредерик, или Бульвар преступлений». Ожидается десант в 40 человек. В их числе Анна Ковальчук и Александр Новиков.

Театр имени Ленсовета представляет в Риге комедию «Фредерик, или Бульвар преступлений»
Пьеса современного французского драматурга Эрика Эммануэля Шмитта об уникальном актере парижского бульварного театра Фредерике Леметре. Комедия переносит зрителей во Францию начала XIX века... 
Безумие, в котором жила страна, в то время наиболее ярко отражалось именно в театральных пьесах. Народ ломился в театры на бульваре Тампль - Бульваре преступлений, так что в первую очередь это пьеса о его величестве Театре, обладающем несомненной притягательностью. 
Как выразился один из критиков, «в этом спектакле актеры отчасти играют историю своей актерской души». Сейчас Анна Ковальчук и Александр Новиков делятся своей актерской кухней и личными историями, не будучи в гриме. Партнеров по пьесе, кстати, объединяет многое: и сцена, и съемочная площадка («Тайны следствия»), и даже звание заслуженных артистов России им присвоили одновременно.


Александр Новиков: «Хороший артист не похож на артиста»

 

Заслуженного артиста России Александра Новикова, в пьесе исполняющего роль драматурга Му де Звона, в прессе часто называют лучшим комиком Театра имени Ленсовета. Но именно к комедийным спектаклям артист готовится особо: 
- До выхода на сцену думаю о том, чтобы был прием в зале, потому что комедийная роль тем и отличается, что если зритель не будет смеяться, нет никаких оснований считать, что я ее хорошо играю. И перед «Фредериком» приходится себя заряжать на смеховую реакцию. 
- Говорят, артисты в этом спектакле оригинальный текст адаптировали под себя. Вы тоже привносили что-то свое? Почему? 
- Да, потому что, мне кажется, репетируя эту пьесу, каждый понимал, что играем про себя. Здесь история этого бульварного парижского театра созвучна с мироощущением театра, в котором этот спектакль поставлен. Оба ориентированы и обречены на успех у простого зрителя. В частности, такое совпадение дало отличный результат, а ведь спектакль мы играем уже восемь лет. 
- А лет через 10 можно представить этот спектакль с другими исполнителями? 
- Дело в том, что Пази (режиссер Владислав Пази, поставивший спектакль, ушедший из жизни. - Авт. ) доверил главные роли однокурсникам - это Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Анна Алексахина. И это абсолютно их группа крови! Их присутствие достаточно ключевое. Это их сговор, их тандем. 
Если и возможно их заменить, то только на такие же слаженные ансамбли. Вообще этот спектакль Пази ставил, имея в виду в главной роли Сергея Мигицко, придумал ее под него. Понятно, что лучше Мигицко эту роль никто не сыграет. 
- В век современных технологий, когда люди практически живут в интернете, искусство театральное не потеряло свою актуальность? 
- Это совершенно два разных поля. Вещи разные, как вода и масло. 
- А как вы относитесь к тому, что сейчас видеоверсии спектаклей выкладывают в интернете, компьютер заменяет театр? 
- Как бы далеко ни шагнули технологии, из окошка монитора театр не выхватить. Конечно, представление от спектакля может быть получено, но это не имеет ничего общего с живым исполнением. Театр - это непосредственный обмен энергетическими зарядами между залом и актерами. 
- Хотя театр для вас из всех искусств ближе всего, как вы сами выражаетесь, список фамилий режиссеров, у которых вам доводилось сниматься в кино, вас самого очень радует. Также вы не брезгуете сериалами. Ваш герой из «Тайн следствия» Федя Курочкин вызывает большую симпатию и даже не ассоциируется с работником правоохранительных органов. Роль так была задумана - или это ваша трактовка? 
- Я думаю, ни то ни другое. Никакого секрета нет: я сам не очень напоминаю сотрудника правоохранительных органов. ( Улыбается .) Но тут я скажу словами моего учителя Игоря Петровича Владимирова, что хороший врач не должен быть похож на врача, а хороший артист не похож на артиста. По этой аналогии и хороший милиционер не похож на настоящего милиционера. Получается, что и Курочкин не похож на милиционера. Но раз людям нравится, значит, все хорошо.


Анна Ковальчук: «Лицо у меня немодное»

 

Для Анны Ковальчук роль нежной и преданной Береники в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» одна из самых любимых. А сейчас на Первом канале как раз показывают многосерийную ленту «Адмирал» с участием Анны Ковальчук. Она сыграла законную супругу адмирала Колчака, которая в отличие от одноименного фильма, на основе которого и появилась телеверсия, стала одним из основных персонажей. 
- В «Адмирале» вы сыграли жену Колчака Софью, которая ждала любимого годами. Кажется, сейчас такое невозможно... 
- Как это невозможно, вы что! И сегодня есть Ромео и Джульетты, Тристаны и Изольды! 
- А вы способны ждать? 
- Да. Меня этому родители научили, которые всю жизнь прожили вместе. Но если для меня ребенок на первом месте, то для мамы любовь к папе была выше всего на свете. 
А Софья, которая любила Колчака, не могла его не ждать, приказать себе не любить его. К тому же она воспитывала сына. Это Анна Тимирева, «походная жена» Колчака, была кукушкой, которая бросила ребенка ради любви. По-моему, самое страшное для женщины - это попасть в жернова любви и поставить свое чадо на второе место. Сегодня наше «я» почти всегда первостепенно, а Софья сумела отодвинуть его на второй план ради любви, долга, чести. В этом смысле я обожаю выражение «сила женщины в ее слабости». 
- Случалось ли вам в жизни плыть против течения? 
- Плыла - все курили, а я нет. Бабушка Лида дала мне отличное воспитание. В нем были советские нотки: я читала книжки вроде «Воспитай себя сам», «Режим дня». С детства знала, что существуют обязанности. А современные дети говорят: «Зачем мне что-то делать? У меня все есть!» Это плохо. Им не к чему стремиться. 
И с моей дочкой Златой (26 октября ей исполняется 9 лет. - Авт. ) возникают подобные проблемы, потому что она ребенок своего времени. Мы вообще с ней довольно разные, она, скорее, в свою бабушку. Я, например, очень быстрая, за полтора часа приготовлю первое, второе, третье. А дочка более расслабленная: встречаю ее после школы - уже все дети вышли, и только самой последней появляется Злата... 
- Как вы дома Злату называете? 
- Золотинка. Имя мы выбирали по православному календарю. А вообще я назвала ее так, потому что это ее имя. Я поняла это, как только ее увидела, хотя родилась она почти брюнеткой и только потом посветлела. 
- Режиссер Бортко, снявший вас в главной роли в фильме «Мастер и Маргарита», сказал про вас: «У нее лицо того времени». Вам никогда не хотелось пожить в другой эпохе? 
- Во время съемок в «Адмирале» очень завидовала людям, жившим в начале двадцатого века. Тогда вопросы достоинства и чести были очень актуальны, а сегодня на первом месте - зарабатывание денег. В наши дни из-за вседозволенности намного сложнее остаться человеком. Я бы с удовольствием перенеслась в эпоху, о которой рассказано в фильме, но только вместе с родными. 
Но сказать, что я человек какой-то другой эпохи, не могу. Мне очень нравится то время, в котором я живу. 
- Расскажите о спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений». 
- Этот спектакль раскрывает, несмотря на временное различие (XIX век), отношения актеров за кулисами, раскрывает всю кухню актерскую. И это очень вкусно показано. 
Очень вкусный спектакль именно по спецэффектам, не технологически новым, а именно театральным эффектам, которые забыты, которые, может, стесняются показывать на сцене, потому что вроде это кажется старомодным. Также это и добрый спектакль.

Сабира МУТАЛЛИМОВА