15 мая 2022 года на Малой сцене Государственного Академического Театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Морфий» режиссёра Евгении Богинской по мотивам рассказов Михаила Булгакова.
Во многом автобиографичная история из жизни Булгакова в интерпретации Евгении звучала о каждом из нас. «Морфий» на сцене театра Ленсовета — это скорее не спектакль, но исследование человеческой натуры.
Люди по своей природе слабы, но у них всегда есть выбор. Правда для того, чтобы его сделать, необходимо взять на себя ответственность, чего многие из нас старательно избегают.
Две параллельные судьбы начинающих врачей — Полякова и Бомгарда как раз демонстрируют слабость и силу человеческого духа. Пути их в начале схожи, но Поляков умер, став морфинистом, а Бомгард — опытным врачом.
Трагедия Полякова заключается вовсе не в наркотической зависимости — оно лишь следствие, а в его личности: он всегда стремился плыть по течению, перекладывая ответственность за свои проблемы на других.
Поляков, упиваясь несчастной любовью к своей Амнерис и уязвленным эго, не справился с рухнувшими ожиданиями. В морфии он нашёл гарантированное удовольствие и забвение. Вся его жизнь теперь была подчинена довольно тщетным попыткам сохранить лицо перед окружающими и стремлению достать новую дозу.
Бомгард, который изначально казался слабее, пошёл по пути совершенствования своих профессиональных навыков. Он тоже мог «сломаться» когда оказался единственным врачом на выделенном ему участке, тем более, что его предшественник был настоящим светилой в медицине. Это моральное давление, отсутствие опыта врачебной практики и старших коллег, а также страх совершить ошибку и ощущение одиночества серьёзно осложняли его положение. Спасительный же морфий был в свободном доступе… Но он выбрал себя.
Благодаря тому, что обоих героев играл Иван Шевченко, их истории звучат особенно остро. Контраст силы намерений Полякова и Бомгарда наглядно демонстрируют возможности людей. Поляков покончил жизнь самоубийством, потому что не захотел бороться. Но и ему следует отдать должное: перед смертью он отправил свой дневник Бомгарду, как предостережение для тех, кто решит пойти по его стопам.
Страницы дневника Полякова или, по его собственному выражению, истории болезни, звучат неприглядно, но поразительно точно. Кто кроме наркомана может так честно свидетельствовать о том, что смысл жизни заключается не в стремлении избежать боли, а в том, чтобы её прожить?!
В жизни происходит многое, но модальность событий зависит от нашего к ним отношения. Тоска об ушедшей женщине, щедро приправленная завывающей вьюгой в долгие зимние вечера, не дала Полякову разглядеть свое счастье.
Действительно, порой мы не замечаем богатств, которыми обладаем, пока не потеряем их. Для Полякова, когда он опомнился, было уже слишком поздно. Но для зрителей, которые придут на этот спектакль, его история может стать поводом честно взглянуть на свою жизнь. Тем более, что сила человека заключается не в физических возможностях или людях, которые его окружают, а в неукротимой воле.
Актёры Иван Шевченко и Владислава Пащенко казалось сумели сделать невозможное и прекрасно справились со своими задачами! Они оба одновременно играли по две роли и их перевоплощение по ходу спектакля было потрясающим! И если задачи Ивана были полны эмоционального поиска, то перед Владиславой стояла непростая задача — ее героини словно отражение или молчаливые свидетели могли только подсвечивать реальность происходящего. Этот яркий контраст также помог сделать звучание истории острее и глубже. Браво!
«Морфий» — удивительный спектакль, который, несмотря на сложность поднимаемых в нём тем, смотрится на одном дыхании! Он заставляет задуматься, а его послевкусием остается надежда на то, что все ещё можно изменить. По крайней мере, Булгаков сумел найти опоры в творчестве, как Бомгард — в медицине. Теперь выбор за нами.
/Татьяна Преснякова/