Top.Mail.Ru

Специальность: интересная женщина

Евгений СОКОЛИНСКИЙ,- Выпуск № 055 от 31.03.2006 Санкт-Петербургские ведомости

Каждая премьера вызывает у бывалого театрала цепочку ассоциаций. Вот Театр им. Ленсовета показал новую версию «Гедды Габлер» Г. Ибсена. И сразу вспоминаются прежние роли Елены Комиссаренко (исполнительницы главной роли), а также другие героини Ибсена.
Между Мартой из набоковского романа «Король, дама, валет» (ее сыграла актриса 9 лет назад) и Геддой прослеживается явное сходство. Обе скучающие дамы мечтают о красивой жизни, обе опасны для любящих мужчин и гибнут в финале. Марта скончалась от воспаления легких, так и не сумев отправить на тот свет постылого мужа. И вот уже в новом обличье (красавицы Гедды) Комиссаренко спускается на землю «с небес» по винтовой лестнице, чтобы покончить-таки с мужчиной и умереть самой. Как все-таки беспокойны эти неверные жены! Не живется по-людски почти всем ибсеновским женщинам.
Владислав Пази и его верный художник Мария Брянцева выстроили жилище Тесманов (новая фамилия Гедды) таким, что жить в нем действительно нельзя. Можно фланировать в изысканных платьях стиля модерн или проводить презентации. Все такое ажурно-белое, стеклянное, непрочное! Разумеется, прелести модерна скрывают непримиримые противоречия семьи, бытия. Для напоминания: неладно в норвежском королевстве - на тюлевый занавес проецируются кинокадры с изображением бушующего моря или чайками-бомбардировщиками, пикирующими на беззащитных зрителей.
Тонкую, нервную игру актрисы стоит показывать в качестве иллюстрации к теории отчуждения. Гедда отчуждена от всего в мире, особенно от членов своей новой семьи. Прикосновение родственницы или простое слово пронзают ее будто электрическим током. Главный пластический лейтмотив Комиссаренко: отстраниться рукой от ситуации, партнера. Она проходит мимо любящей фрекен Юлиане (Лидия Ледяйкина), не замечая ее, как слепая. Упоминание о детях ранит красавицу - нежную лань - подобно раскаленной стреле. Впрочем, Комиссаренко выглядит то змеей, то павлином, то кошечкой - целый зоопарк в бархатном или шелковом платье.
Поначалу Пази показывает действующих лиц с позиции Гедды. Человек ироничный, она видит в окружающих нелепое, смешное и отчаянно боится оказаться в кругу «смешных». Вот муж Йорген (популярный персонаж сериалов Виктор Бычков): волосы всклокочены, руки не знает куда употребить, очки, бессмысленность во взоре - словом, гуманитарий. Под стать ему Теа, жена фогта, по совместительству - помощница гения-культуролога. Теа (Нина Скляренко) опять же близорука, суетлива, наивна. Правда, в начале второго акта золотистые распущенные волосы, перехваченные золотой лентой, делают ее миловидной, женственной.
Может ли не раздражать Гедду с ее дрожащими пальчиками назойливое желание чужой тетушки Юлиане (да еще в немодной шляпке) всех обиходить и обласкать? Даже талантливый провидец культуры будущего, склонный к необузданности Эйлерт (Сергей Кудрявцев) - вовсе не байроническая личность, как хотелось бы Гедде, а какой-то обиженный мальчик с бородкой клинышком.
Отчасти Гедду понимает асессор Бракк (Дмитрий Барков) с его насмешливо-брезгливой манерой, однако вездесущему маленькому демону важен результат, то есть получить Гедду во временное пользование. А Гедде интересен процесс или, вернее, антураж процесса. Она, по сути, - художница от жизни, этакий модернист Бердслей или Климт, хотя и не умеет рисовать. Конечно, хотелось бы увидеть в несовпадении Гедды и ее окружения конфликт между обыденностью, мещанством и яркой индивидуальностью, но к 1890 г., когда была написана драма, Ибсен эту тематику своих ранних произведений уже отверг.
Во втором действии начинаешь понимать: «нелепые» людишки не так уж плохи. Тесман - не выдающийся ученый, но может вдохновиться чужим талантом и отдать свои силы на воссоздание чужого творения. Теа с ее горячностью тоже способна к созиданию. Тетушка - не лицемерка, искренне хочет о ком-то заботиться. Смешной в итоге оказывается сама Гедда.
Молодую женщину не занимают науки, искусство, политика, путешествия, книги. Самое ее забористое ругательство: «специалист». Единственная специализация Гедды: интересная женщина. Претендующие на то же звание вскричат: «Ах, ты феминофоб! Разве это не великая задача: нести свою красоту в массы?!». Так-то оно так, но даже Афродита предавалась бурной общественной деятельности, как ее на Олимпе понимали.
Интересная женщина по-ибсеновски - и не женщина вполне. Она не хочет рожать, растить детей, заниматься домом, о ком-то заботиться. Существуют женщины, созданные исключительно для любви. И этого нет. Гедда Габлер, словно колобок, от всех уходит. От мужа - в безразличие, Эйлерта, который ей нравится, посылает умирать, от шантажиста Бракка уходит в никуда. Ей необходимо чувствовать себя свободной от каких бы то ни было обязательств. Все, что Гедда умеет, - это стрелять из пистолета.
В последний раз дочь генерала Габлера стреляет удачно, в себя. Надо бы посочувствовать самоубийце, но не тянет. Героиня «Гедды Габлер» осуществила образцово-показательное самоубийство (непременно в висок). И все же в соответствии с эстетизацией смерти, которую проповедует Гедда, хочется сказать: «Такую хорошенькую головку обезобразила!». Гиперболизированная жажда красоты, презирающая нравственные основы, не встретила сочувствия и в 1906 г. в спектакле Всеволода Мейерхольда - только карикатуры и недоумение. В 2006 г. все реплики Гедды о красоте эффектного ухода из жизни вызывают лишь смешок в зале.
Фактически Пази поставил спектакль о пустоте человека без цели. Комиссаренко собрала целый букет побуждений своей героини - ревность, страх предстоящих родов, вольнолюбие и т. д., но в современных условиях оправдать (а всякой актрисе хочется) бесцельность существования чрезвычайно трудно. Гедда могла бы привлечь своей, пусть и отрицательно направленной, волей, однако Гедда-Комиссаренко - хрупкий оранжерейный цветок. Он должен погибнуть, отравляя при этом других.
Пустота разрушительна. Скуки ради губят других. Субъективно и пустота страдает, приятная оболочка скукоживается или лопается. Ну ничего, в Театре им. Ленсовета есть чем утешиться: очередная премьера приведет нас от «недоженщины» к суперженщине - чеховской «Душечке».
Евгений СОКОЛИНСКИЙ