Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Специальность: интересная женщина

Евгений СОКОЛИНСКИЙ,- Выпуск № 055 от 31.03.2006 Санкт-Петербургские ведомости

Каждая премьера вызывает у бывалого театрала цепочку ассоциаций. Вот Театр им. Ленсовета показал новую версию «Гедды Габлер» Г. Ибсена. И сразу вспоминаются прежние роли Елены Комиссаренко (исполнительницы главной роли), а также другие героини Ибсена.
Между Мартой из набоковского романа «Король, дама, валет» (ее сыграла актриса 9 лет назад) и Геддой прослеживается явное сходство. Обе скучающие дамы мечтают о красивой жизни, обе опасны для любящих мужчин и гибнут в финале. Марта скончалась от воспаления легких, так и не сумев отправить на тот свет постылого мужа. И вот уже в новом обличье (красавицы Гедды) Комиссаренко спускается на землю «с небес» по винтовой лестнице, чтобы покончить-таки с мужчиной и умереть самой. Как все-таки беспокойны эти неверные жены! Не живется по-людски почти всем ибсеновским женщинам.
Владислав Пази и его верный художник Мария Брянцева выстроили жилище Тесманов (новая фамилия Гедды) таким, что жить в нем действительно нельзя. Можно фланировать в изысканных платьях стиля модерн или проводить презентации. Все такое ажурно-белое, стеклянное, непрочное! Разумеется, прелести модерна скрывают непримиримые противоречия семьи, бытия. Для напоминания: неладно в норвежском королевстве - на тюлевый занавес проецируются кинокадры с изображением бушующего моря или чайками-бомбардировщиками, пикирующими на беззащитных зрителей.
Тонкую, нервную игру актрисы стоит показывать в качестве иллюстрации к теории отчуждения. Гедда отчуждена от всего в мире, особенно от членов своей новой семьи. Прикосновение родственницы или простое слово пронзают ее будто электрическим током. Главный пластический лейтмотив Комиссаренко: отстраниться рукой от ситуации, партнера. Она проходит мимо любящей фрекен Юлиане (Лидия Ледяйкина), не замечая ее, как слепая. Упоминание о детях ранит красавицу - нежную лань - подобно раскаленной стреле. Впрочем, Комиссаренко выглядит то змеей, то павлином, то кошечкой - целый зоопарк в бархатном или шелковом платье.
Поначалу Пази показывает действующих лиц с позиции Гедды. Человек ироничный, она видит в окружающих нелепое, смешное и отчаянно боится оказаться в кругу «смешных». Вот муж Йорген (популярный персонаж сериалов Виктор Бычков): волосы всклокочены, руки не знает куда употребить, очки, бессмысленность во взоре - словом, гуманитарий. Под стать ему Теа, жена фогта, по совместительству - помощница гения-культуролога. Теа (Нина Скляренко) опять же близорука, суетлива, наивна. Правда, в начале второго акта золотистые распущенные волосы, перехваченные золотой лентой, делают ее миловидной, женственной.
Может ли не раздражать Гедду с ее дрожащими пальчиками назойливое желание чужой тетушки Юлиане (да еще в немодной шляпке) всех обиходить и обласкать? Даже талантливый провидец культуры будущего, склонный к необузданности Эйлерт (Сергей Кудрявцев) - вовсе не байроническая личность, как хотелось бы Гедде, а какой-то обиженный мальчик с бородкой клинышком.
Отчасти Гедду понимает асессор Бракк (Дмитрий Барков) с его насмешливо-брезгливой манерой, однако вездесущему маленькому демону важен результат, то есть получить Гедду во временное пользование. А Гедде интересен процесс или, вернее, антураж процесса. Она, по сути, - художница от жизни, этакий модернист Бердслей или Климт, хотя и не умеет рисовать. Конечно, хотелось бы увидеть в несовпадении Гедды и ее окружения конфликт между обыденностью, мещанством и яркой индивидуальностью, но к 1890 г., когда была написана драма, Ибсен эту тематику своих ранних произведений уже отверг.
Во втором действии начинаешь понимать: «нелепые» людишки не так уж плохи. Тесман - не выдающийся ученый, но может вдохновиться чужим талантом и отдать свои силы на воссоздание чужого творения. Теа с ее горячностью тоже способна к созиданию. Тетушка - не лицемерка, искренне хочет о ком-то заботиться. Смешной в итоге оказывается сама Гедда.
Молодую женщину не занимают науки, искусство, политика, путешествия, книги. Самое ее забористое ругательство: «специалист». Единственная специализация Гедды: интересная женщина. Претендующие на то же звание вскричат: «Ах, ты феминофоб! Разве это не великая задача: нести свою красоту в массы?!». Так-то оно так, но даже Афродита предавалась бурной общественной деятельности, как ее на Олимпе понимали.
Интересная женщина по-ибсеновски - и не женщина вполне. Она не хочет рожать, растить детей, заниматься домом, о ком-то заботиться. Существуют женщины, созданные исключительно для любви. И этого нет. Гедда Габлер, словно колобок, от всех уходит. От мужа - в безразличие, Эйлерта, который ей нравится, посылает умирать, от шантажиста Бракка уходит в никуда. Ей необходимо чувствовать себя свободной от каких бы то ни было обязательств. Все, что Гедда умеет, - это стрелять из пистолета.
В последний раз дочь генерала Габлера стреляет удачно, в себя. Надо бы посочувствовать самоубийце, но не тянет. Героиня «Гедды Габлер» осуществила образцово-показательное самоубийство (непременно в висок). И все же в соответствии с эстетизацией смерти, которую проповедует Гедда, хочется сказать: «Такую хорошенькую головку обезобразила!». Гиперболизированная жажда красоты, презирающая нравственные основы, не встретила сочувствия и в 1906 г. в спектакле Всеволода Мейерхольда - только карикатуры и недоумение. В 2006 г. все реплики Гедды о красоте эффектного ухода из жизни вызывают лишь смешок в зале.
Фактически Пази поставил спектакль о пустоте человека без цели. Комиссаренко собрала целый букет побуждений своей героини - ревность, страх предстоящих родов, вольнолюбие и т. д., но в современных условиях оправдать (а всякой актрисе хочется) бесцельность существования чрезвычайно трудно. Гедда могла бы привлечь своей, пусть и отрицательно направленной, волей, однако Гедда-Комиссаренко - хрупкий оранжерейный цветок. Он должен погибнуть, отравляя при этом других.
Пустота разрушительна. Скуки ради губят других. Субъективно и пустота страдает, приятная оболочка скукоживается или лопается. Ну ничего, в Театре им. Ленсовета есть чем утешиться: очередная премьера приведет нас от «недоженщины» к суперженщине - чеховской «Душечке».
Евгений СОКОЛИНСКИЙ

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр