Top.Mail.Ru

Спасительный берег / Первый всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина

Федорова Валентина,- Страстной бульвар, 10, №8-248/2022

В 2022 году исполнилось 85 лет со дня рождения большого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина.

В Иркутске любят своего земляка, чтят его память. Поэтому неудивительно, что Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова и Фонд развития русской культуры выступили с инициативой создания Всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина. Начинание было поддержано Правительством Иркутской области, Министерством культуры и архивов Иркутской области и Президентским фондом культурных инициатив.

С 15 по 20 марта в стенах драматического театра на Основной, камерной и Четвертой сцене, а также в Иркутском ТЮЗе 11 коллективов из девяти городов России показали 13 спектаклей. Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Минусинск, Нягань (ХМАО), Вологда, Барнаул, Усть-Илимск и, конечно, Иркутск.

В творческом наследии Валентина Распутина нет ни одной пьесы. Повести, рассказы. Однако почти сразу после появления его прозаические произведения заинтересовали театральных режиссеров. Яркие характеры, драматический конфликт, великолепный язык, внутреннее напряжение привлекли внимание сценических деятелей. И на столичных сценах, и в небольших театрах России снова и снова старухи с болью прощались с родной Матёрой, Настёна страдала от невозможности выйти из трагического тупика, куда загнал ее муж-дезертир, Мария искала деньги, чтобы покрыть недостачу в магазине, а голодный подросток играл в пристенок с молодой учительницей французского.

Слово Распутина по-прежнему звучит на подмостках самых разных российских театров, а произведения его не только не устарели, но напротив, с течением времени наполняются новыми смыслами, и не утихает в них боль от невозможности исправить человека и сохранить природу - бесценное достояние, щедрый подарок, которым так небрежно, бездумно распоряжаются люди.

Организаторы фестиваля сразу определили, что пригласят не только спектакли по произведениям юбиляра, но и по повестям, рассказам писателей его «круга». Так в афише появились имена Виктора АстафьеваВасилия Шукшина и даже Варлама Шаламова.

Естественно, спектакли оказались очень разными. Недавние премьеры, и те, что уже несколько лет входят в репертуар и любимы зрителями. Масштабные постановки и скромные камерные, моноспектакли и густонаселенные сценические полотна.

В первый день фестиваля, в день рождения В.Г. Распутина, участники приехали в Знаменский женский епархиальный монастырь, где митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан отслужил литию на могиле Распутина, что в ограде монастыря. Валентин Распутин, остро чувствующий боль родной земли, много размышлявший о мятущейся душе народа, нашел достойное место упокоения.

А вечером на сцене Охлопковского театра показали спектакль Государственного академического Малого театра России «Последний срок», сыгранный молодыми артистами. Начало работы над спектаклем было положено в Театральном училище имени М.С. Щепкина на курсе Ольги и Юрия Соломиных. Позже постановка была взята в репертуар, а студенты, игравшие в дипломном спектакле, вошли в труппу. Сегодня они - ведущие молодые актеры Малого театра.

Творчество Валентина Распутина было близко Малому театру, с коллективом великого писателя связывала настоящая дружба, работы театра по его инициативе показывались в Иркутске. Спектакль отличает искренность, эмоциональность исполнителей, особенно хочется отметить работу Алексея Коновалова, сыгравшего Михаила, в доме которого живет старуха-мать. Яркий открытый темперамент, основательность и подлинность реакций говорят о незаурядных возможностях молодого исполнителя. Художник-постановщик В. Ерешко создает узнаваемую среду существования персонажей, а задник с изображением реки, просторов, с забавным движущимся пароходиком вносит ноту ностальгическую и трогательную. В свое время ребятам удалось сыграть спектакль для автора, и встречу с ним они хранят как самое дорогое воспоминание.

Программа фестиваля была плотной и насыщенной. Каждый вечер играли по два спектакля. В день открытия на Камерной сцене показали моноспектакль Марка Овчинникова, исполнителя и автора инсценировки, сделанной по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Мощная, глубокая, пронзительная работа. Режиссер Максим Фомин и исполнитель доносят до зрителя весь ужас, боль, отчаянье и, несмотря ни на что, силу духа человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях. Композитор Данила Сергиенко в основу музыки положил произведения Всеволода Задерацкого, тоже прошедшего кошмар лагерей. Обсуждение зрителей вместе с критиками подтвердило, что работа актеров Санкт-Петербургского государственного академического театра им. Ленсовета задела за живое.

Иркутский областной ТЮЗ им. Вампилова на своей сцене сыграл спектакль «Век живи - век люби», чей жанр обозначен как «сценическая версия по мотивам В. Распутина в одном действии». Режиссер-постановщик Виктор Токарев и художник Леонид Бутаков вместе с героями разных произведений Распутина размышляют о том, как восстановить гармонию с миром, обрести смысл бытия, понять, что с нами происходит. Спектакль в репертуаре театра уже 10 лет. Простота и искренность, красочность и лиризм - залог успеха этой работы, обращенной к юному зрителю.

Минусинский драматический театр, один из наиболее интересных российских коллективов, участник многих престижных фестивалей, признанный профессиональным сообществом. Руководитель театра Алексей Песегов стал постановщиком и автором инсценировки спектакля-воспоминания по произведениям Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» (так называется спектакль) и «Фотография, на которой меня нет». Автобиографические рассказы тонко и трепетно интерпретированы на сцене. В спектакле заняты дети - сегодня это не новость, но современный театр умеет так вписать искренность и непосредственность детского поведения в ткань спектакля, что рождает и его особую достоверность. Незамысловатый деревенский быт, деревянная грубая обстановка - стол, скамьи и человеческая сердечность, мудрость, подлинность.

Роман Виктора Астафьева «Веселый солдат» (инсценировка Ричарда Бондарева, Анатолия Королева, Бориса Галкина) лег в основу одноименного спектакля, поставленного в Московском Губернском театре группой режиссеров в составе Ричарда Бондарева, Анны Горушкиной, Евгения Гомоной, Елены Кирковой. Художественным руководителем постановки стал Сергей Безруков.

Художник Екатерина Малинина выстраивает на сцене мир, в котором реальные приметы времени и места становятся символическим образом неустойчивой, лишенной привычных опор среды обитания. Пространство перед сценой - окопы, перед ними навалены мешки с песком. На сцене пандус, а на нем - деревянные стены солдатских теплушек, увозящих раненых в тыл, или стена небогатого дома на Урале, куда является солдат с молодой женой.

Выразительны массовые сцены, рисующие и жизнь в санитарном поезде, и воспоминания о боях, и проживание героя с родителями жены в российской глубинке. Но главное в спектакле - история героя, самого автора. Именно его, Виктора Астафьева, фронтовика, рядового, на всю жизнь обожженного войной, играет Борис Галкин. Сбоку - выгородка нехитрой и небогатой комнатки уже известного писателя, которого не оставляет тревожащая его совесть и память о тех страшных годах, боль за людей, прошедших невероятные испытания. Немолодой писатель в исполнении Галкина оказывается рядом с молодым парнем, с собой тогдашним, попавшем в горнило нечеловеческих испытаний. Это он, нынешний мудрец, философ, разговаривает с немцем, которого не решается убить. Он давно понял страшную правду войны: сражаются и убивают друг друга обыкновенные люди.

Здесь немало по-настоящему интересных и содержательных работ. Жесткий, правдивый, честный спектакль заставляет размышлять, включаться в действие, сопереживать. Это театр суровый, не развлекающий, а предъявляющий счет каждому - но этим и ценен.

На фестивале были показаны два спектакля по произведениям Василия Шукшина, но оба вызвали много вопросов. Начиная с середины 1970-х, рассказы и пьесы Шукшина завоевали отечественные подмостки, появились на сцене самых известных театров. Однако при кажущейся простоте и безыскусности, шукшинские произведения требуют внимательности, особого рода сосредоточенности и манеры игры. На мой взгляд, в сегодняшнем освоении наследия этого поистине народного писателя возникает целый ряд проблем. Постановщики словно боятся «чудиков» Шукшина, их открытости и особости. И пытаются как-то «раскрасить» простые и, на первый взгляд, безыскусные истории Василия Макаровича. Так возникает «оживляж» разного рода, что, в конечном итоге, приводит к разрушению атмосферы и настроения.

В спектакле Няганского ТЮЗа «Житие Спиридона Расторгуева», поставленном молодым режиссером Филиппом Гуревичем, рассказ «Сураз» объединен с документальными интервью разных людей, живущих в поселениях рядом с Няганью. По мнению создателей, «затея в том, чтобы понять, как сейчас живет деревня, и способен ли ее современный житель на библейские страсти и рефлексию, которые есть в рассказе Шукшина».

Однако, история Спиридона и нынешние откровения в единую картину не складываются, и сцены вербатима смотрятся странными и ненужными эпизодами. Спектакль показывали на Четвертой сцене - в небольшом камерном пространстве, где игровой невысокий помост доходил до первого ряда. Открытое глубокое пространство, покрытое пленкой, корзины с красными искусственными цветами - эти цветы позже будут втыкать в сцену, и они алеют, словно капельки крови.

Перед тем, как рассказать еще одну документальную историю, прямо перед зрителями ставят длинный стол, на котором накрыто абсолютно реальное угощение - соленые огурцы, колбаса, пирожки, картошка, даже бутерброды с икрой. Кто-то из актеров их игнорирует, а кто-то закусывает. И логики в поведении и тех, и других - никакой. Правда жизни? Но все же понимают, что это «правда жизни» внутри театрального игрового пространства. Актеры в театре хорошие, искренние, умеющие и передать характер, и отыграть характерность. Но к основному действию дополнительно рассказанные истории отношения не имеют.

Спиридона играет Ильнур Мусин - ярко, даже залихватски, что вполне соответствует сложной натуре его героя. В нем и удаль, и какое-то отчаянье, и нерастраченная нежность, и непонимание того, как вписаться в нормальную человеческую жизнь. Интересна пара молодых учителей. Нежная Ирина Ивановна (Анастасия Крепкина) и ее брутальный муж Сергей Юрьевич (Данил Суворков). Филипп Гуревич - режиссер самобытный, интересный, но в данной работе его оригинальные задумки оказались чрезмерными. Строгость отбора, ясность высказывания - все это еще впереди.

Камерная история, рассказанная театром из Нягани, - это один Шукшин. Но был и яркий спектакль Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина - другой полюс осмысления творческого наследия писателя, актера, режиссера Василия Шукшина. На первый взгляд, выбран привычный путь - сделана композиция из нескольких рассказов, названная «И разыгрались же кони в поле...». Режиссер-постановщик Максим Астафьев является автором не только инсценировки, но и музыкального оформления. Инсценировка и вызывает много вопросов. Рассказы как бы «прорастают» друг в друга, автор пытается создать некое общее течение жизни, где одновременно существуют самые разные люди со своими проблемами, болями, заморочками... Но недостаточно отчетливо выстроенные, эти истории не дают как следуют прочувствовать мысли, чаяния, страдания и сомнения шукшинских неординарных и привлекательных героев.

Спектакль пестрый, шумный, суетливый. Все время переставляют предметы на сцене, движется высокая конструкция, появляются и исчезают актеры, должные изображать среду, тех, среди кого живут, страдают, любят, ищут смысл жизни персонажи разных рассказов. Труппа привлекает внимание собранием незаурядных индивидуальностей. Особенно хочется отметить работу актрисы в роли матери («Материнское сердце») - простой, сосредоточенной, очень узнаваемой, несгибаемой женщины, которую ведет любовь к непутевому сыну и желание ему помочь. Отмечу новомодную тенденцию - написать фамилии актеров, не указывая, кто какую роль исполняет. Неуважение по отношению к исполнителям и к тем, кто будет писать и говорить о спектаклях.

Особое место в программе фестиваля занял спектакль «Полет. Бильчирская история» Государственного Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева. Инсценировка Саяна Жамбалова по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и по итогам творческой экспедиции актеров театра в Осинский район Иркутской области, где помнят, какой экологической катастрофой стало возникновение Братского моря. Спектакль рассказывает, как гибли перелетные птицы, возвращаясь с зимовья, как пчелы теряли свои луга, как люди отрывали себя от родных мест.

Молодой, одаренный, признанный театральным сообществом режиссер Сойжин Жамбалова ставит спектакль поэтический, пронизанный любовью к национальной культуре и традициям, внешне эффектный, пластически прекрасно выстроенный (хореограф Мария Сиукаева), в котором живет и дышит пространство сцены (художник Ольга Богатищева). Вода здесь - важный момент: огромный «бассейн», где выстроены мизансцены, живительная вода, дар природы, которая становится мощной и неодолимой стихией. Национальное своеобразие и общечеловеческие проблемы, изысканная красота национальных костюмов и ритуальных сцен сливаются с глубоким общечеловеческим содержанием, болью человека, бессильного сохранить земли предков.

Большие, многофигурные композиции соседствовали на фестивале с камерными спектаклями, где актер оказывался на расстоянии вытянутой руки от зрителя и завораживал своим мастерством. Мощное впечатление оставила камерная работа актрисы Вологодского драматического театра Надежды Галанцевой, ставшей автором, исполнителем и инициатором создания монодрамы «Живи» по повести В. Распутина «Живи и помни». На Камерной сцене - скамья, сбоку - деревянная стенка, на которой висят пиджак и вещевой мешок. На сцену выходит худощавая женщина. Гладко зачесанные волосы, грубые ботинки, великоватый пиджак. Мужнина одежда. Прямая юбка, светлая блузка. И косынка, которая в ее руках меняется, оттеняя состояние и настроение исполнительницы. Так и скамья становится то верстаком, то лодкой - настоящий театральный предмет, обретающий разные облики.

И ведется рассказ о жизни. Не очень счастливой. Где все ясно и понятно, как у всех. Но вот появляется у Настёны страшная догадка, и она встречается с мужем-дезертиром. И начинается ее новая, тайная, стыдная жизнь, где любовь и отчаянье, трагедия и надежда сплетаются в тугой клубок. Актриса словно и не играет - рассказывает, несет свою беду нам, зрителям, а в ее речи оживают и свекор, и муж, и соседки. Галанцева играет трагедийную роль без пафоса и театральности, убеждая в подлинности страданий своей героини, делая закономерным страшный конец ее жизни.

Усть-Илимский театр драмы и комедии - самый молодой участник фестиваля. Зародившийся в 1985 году, в 2000-м он стал муниципальным. В театре регулярно выпускаются спектакли для зрителей разных поколений. На фестиваль он привез спектакль «Уроки французского» по рассказу В. Распутина, поставленный актрисой и режиссером театра Еленой Таксиди. Ребят играют молодые актеры, однако они так точно передают и повадки, и настроение, и пластику подростков, что очень скоро начинаешь абсолютно верить им. Главный герой в исполнении Павла Якимкина долговяз, неловок, он существует в двух ипостасях - и как лицо от автора, как человек, вспоминающий и анализирующий свои поступки с высоты прожитых лет, и как непосредственный участник событий - одинокий, вечно голодный подросток, готовый на все, чтобы одолеть такой непонятный и неподдающийся французский язык. Настороженный взгляд, готовность к отпору, твердость характера, ответственность, нежная любовь к матери - все это соединилось в характере мальчишки, главного героя. Очень точно схвачен характер учительницы французского, легкой, веселой, молодой и сердечной Лидии Михайловны в исполнении Елены Лобынцевой.

Режиссер выводит на сцене своеобразный «хор» - девчонки-одноклассницы и два парня - игроки на пустыре. В спектакле уловлено главное: становление характера, возмужание маленького героя, который тяжело вступает в новую жизнь, но именно встреча с учительницей не дает ему ни озлобиться, ни потерять веру в хороших людей.

Хозяева, создатели и организаторы фестиваля, Иркутский драмтеатр им. Н.П. Охлопкова, представил три свои работы по произведениям Валентина Распутина, который был добрым другом коллектива. Состоявшаяся меньше месяца назад премьера спектакля по рассказу «Уроки французского» поставлена режиссером Иваном Гущиным и художником Хан-Али Акобовым в рамках Первого всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина. Детские роли исполняют шесть школьников Иркутска в возрасте 10-12 лет. Был проведен кастинг, четыре месяца шла работа над постановкой, ребята занимались актерским мастерством, французским, хореографией. В результате возник спектакль трогательный, живой, убедительный.

Показал театр и свои «хиты»: «Последний срок» 2008 года и «Прощание с Матёрой» 2017 года, поставленные режиссером Геннадием Шапошниковым. Оба спектакля были отмечены престижными наградами театральных фестивалей, о них в свое время писали критики, в том числе и в журнале «Страстной бульвар, 10». Спектакли сохранили живую энергию и свежесть чувств. Нельзя не отметить работы замечательной актрисы, народной артистки России Наталии Королёвой, исполнительницы ролей старухи Анны и старухи Дарьи, а также Степана ДогадинаТатьяны Двинской и других.

На закрытии фестиваля губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил о правильности и нужности инициативы театра и о поддержке правительством будущих фестивалей имени Валентина Распутина. Нельзя не отметить, что творческое начинание Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, его многолетнего директора Анатолия Стрельцова, ставшего инициатором создания фестиваля Александра Вампилова, а теперь и фестиваля Валентина Распутина, главного режиссера театра Станислава Мальцева, всей дружной команды театра дало возможность появиться на театральной карте России еще одному важному и нужному фестивалю имени большого русского писателя.

Каждый показ начинался звучанием негромкого, чуть хрипловатого голоса самого Валентина Григорьевича Распутина, слова которого стали эпиграфом фестиваля: «Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно, и сколько в нем страдания, столько и утешения, сколько белого дня, столько и черной ночи. Да впереди всегда маячил твердый берег, и в любом крушении всегда оставалась надежда взойти на него и спастись».