В Москве завершились гастроли Театра им. Ленсовета
В рамках долгосрочного проекта «Моссовет-Ленсовет» петербургский театр на московской сцене показал спектакли «Фредерик, или Бульвар преступлений» Эрика-Эммануэля Шмитта и «Каренин. Анна. Вронский» по роману Льва Толстого. Если в первом спектакле публика от души смеялась, то «обновленного» и «переписанного» Толстого принимала с явным недоумением.
Пьеса Шмитта, написанная во Франции специально для Жана-Поля Бельмондо, сыгравшего с ней роль Фредерика-Леметра, относится к жанру пьес-попурри, которые будут популярны во все времена. В ней использован классический набор безукоризненно действующих штампов, положений, персонажей. Тут и громкие исторические имена актеров эпохи Директории: Мадемуазель Жорж и Фредерика-Леметра. Тут и окровавленный заговорщик, скрывающийся от жандармов в сундуке с реквизитом. Тут и ослепительная и склочная примадонна Красотка - возлюбленная Леметра. И скромная, но богатая девушка-аристократка, влюбленная в главного героя. Тут театральные интриги, быт закулисья, бред репетиций, шум премьеры. Откровенный флирт и возвышенная любовь. Грубые шутки и романтическая смерть на сцене. В общем, не пьеса, а мечта - готовый бенефис.
Владислав Пази, руководитель Театра Ленсовета, поставил честное коммерческое зрелище, где публика получит свою долю и смеха, и вздохов, и всяких иных удовольствий. Спектакль начинается в фойе, где расставлены скамейки и фонари, прогуливаются дамы в шляпках, в платьях эпохи Романтизма (художник - Алла Коженкова). Дамы мило кокетничают с собирающейся публикой, щебечут друг с другом и всем своим видом показывают, что вы не где-нибудь, а на том самом бульваре Тампль, рядом со знаменитым «Фоли-Драматик», где блистал на сцене знаменитый Леметр.
Лучшие моменты спектакля - когда по действию нам показывают «театр в театре»: Мадемуазель Жорж (Лариса Луппиан), Паризо (Олег Андреев) и Фредерик Леметр разыгрывают финальную сцену убийства сына отцом, приревновавшим незнакомого юношу к жене. Возвышенные риторические диалоги сменяются актерским шепотом: «да падай ты скорее!» или «ты мне испортил сцену!». Или когда драматург с говорящей фамилией Му де Звон, которого занятно играет Семен Стругачев, демонстрирует актерам, как надо играть первую сцену его бессмертной пьесы. Худшие - моменты откровенной мелодрамы, испорченной фрейдистским духом: скажем, когда Мама (Ольга Копылова) объясняет маленькому Леметру, что он урод и никогда не будет артистом.
Сергей Мигицко в роли Леметра напоминает не столько Первого Актера романтического театра, и даже не Бельмондо, но другую звезду Франции - неунывающего Фернанделя. Леметр-Мигицко готов каждую секунду к любому трюку: спеть, сплясать, прочесть монолог, покуражиться, отпустить рискованную шутку, состроить гримасу, объясниться в чистой любви и скабрезно шлепнуть проходящую мимо артистку по заднице. Мигицко, что называется, «купается в роли», шалит, хулиганит, с особым смаком ругая умников и эстетов, которые требуют от спектаклей логики и смысла, а от постановщиков вкуса и разнообразия. Собственно на этих критиканствующих зануд ни автор пьесы, ни постановщик спектакля ну никак не рассчитывали.
Владислав Пази разумно не пытался в этом спектакле ни «углубить» автора, ни причесать его в «интеллектуальном духе». Но надо сказать, что «причесывание», углубление и переосмысление Льва Толстого решительно погубило спектакль «Каренин. Анна. Вронский», показанный во время этих же гастролей Москве. Режиссер Геннадий Тростянецкий предложил свою версию знаменитого любовного треугольника. Он упразднил всю вторую половину романа Толстого и закончил спектакль не самоубийством, смертью и раскаянием, но счастливым примирением всех со всеми. Разве что публику так и не удалось примирить с замыслом и исполнением. Ольга Егошина
|