Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Современная драма осталась без любви

Елена Добрякова,- Невское время, 4 декабря 2010

В репертуаре театров обеих наших столиц наспех поставленные антрепризы или давно выученные назубок пьесы классиков. Из современного - в лучшем случае комедии, но и в них нет ничего глубокого и серьезного о нашей сегодняшней жизни. Если театр и вправду зеркало, то мы в нем никак не отражаемся.

«Я боюсь любви» - эту пьесу московского драматурга Елены Исаевой поставил петербургский Театр имени Ленсовета. Современную драму или, как это принято теперь говорить, новую драму. На этот шаг в театре решались очень долго, сомневались, будет ли востребована зрителем такая пьеса - об отношениях сегодняшних мужчин и женщин. И не просто сентиментальная или детективно закрученная линия, а на нерве, на сломе, на срыве.
И все-таки решились. Поставили. Событие! Потом собрали зрителей и критиков, чтобы высказались: кто - за, кто - против? Обсуждение было горячим. Кто-то говорил о неоправданности пафоса в спектакле, ненужности публицистики и социологических выкладок. Кто-то был против использования обсценной лексики. Кто-то говорил, что вовсе не обязательно постоянно в пьесе твердить о любви, может, ее лучше проживать на сцене? Но одно стало ясно совершенно отчетливо - современная драма нужна зрителям как воздух.
Включившийся в обсуждение зритель признался, что спектакль заставил его задуматься о том, почему в его жизни развалились два брака, и, кажется, понял главную причину - он тоже, как и герои этой пьесы, боится любить. Московский театральный критик Павел Руднев заметил, что был задет нерв отношений мужчины и женщины, которые и чувствуют, и любят уже по-другому, не так, как всего два-три десятка лет назад. Ритмы ускорились, возрос эгоизм, снизилась ответственность друг за друга. Да и желание делить с кем-то жизнь, радости и беды уменьшилось - общение переселилось в социальные сети, на сайты, в ЖЖ, блоги.
На этом фоне нашей быстро меняющейся жизни, за которой мы и сами не поспеваем, анахронизмом выглядят не только Гольдони, Мольер или Островский, но и более близкий Чехов. Что такое вишневый сад, если у нас гектарами вырубают леса, а что не дают вырубить, поджигают в отместку! И что такое крики трех сестер: «В Москву! В Москву!» - если нынче все, кто хотел, в эту Москву уже уехали, только не за счастьем, не за духовными открытиями, а за деньгами.
Умалить достоинства классики немыслимо. Но и классика без современности теряет смысл. Что толку смотреть «Ревизора» в сотой интерпретации, «Женитьбу» в двухсотой, а «Мертвые души» в тысячной, когда ты ничего не знаешь о себе?!
На петербургских проспектах и в метро появились афиши Александринского театра: готовится к постановке «Ваш Гоголь». Да, наш, но старый. А где новый, современный? Может ли он сегодня появиться хотя бы теоретически?
Недавно Олег Табаков в одном из интервью сказал, что не видит хороших, свежих пьес. А Иосиф Райхельгауз в другом интервью ему возразил: «Есть, есть очень хорошие пьесы - смелые, острые, современные. Только не берутся театры за них». И Райхельгауз ближе к истине. Московские театры, хотя бы изредка ставящие современную драматургию, можно пересчитать по пальцам, а в Петербурге их совсем ничего. В северной столице попытки устремиться к современной драме делает только молодежная режиссерская лаборатория «On.Театр».
Так почему же худруки и завлиты боятся новой драматургии? Один из ответов лежит на поверхности: коммерциализация, к которой, словно к вериге, приковали театр, не оставляет ему права на ошибку. Легче взяться за что-то давно знакомое - пусть не будет прорыва, но как-то оно вернее.
Другая причина - отсутствие социального заказа. В советские времена внимание к современной драматургии формировалось в основном под государственным оком. Каждый театр был обязан ежегодно ставить определенный процент пьес о советском рабочем классе, сельских тружениках, ученых, об армии... Получалось когда как - то плохо, а то и вполне достойно. Сегодня госзаказа нет, у театров - полная свобода выбора. Но на деле выбора-то и нет. Публика ждет современной драматургии, но неудачной постановки не простит.
Современной пьесы нет на наших сценах уже давно. И когда-нибудь историки театра назовут последнее десятилетие ХХ века и первое XXI провальными в отечественной драматургии. Но на самом деле они провальные в политике отечественных театров. Кто знает, сколько российских Шекспиров ходит среди нас? Непроявленных, непонятых, нераскрытых. Нелюбимых ни одним театром. «Я боюсь любви» - это ведь и о театрах. Они боятся полюбить неудобную, сложную, нервную современную драму. Легче идти проторенной дорогой, хотя она и ведет в тупик.

// Елена Добрякова, спецкор «НВ»

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр