Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Совершенно «Мёртвые души» Романа Кочержевского

Алёна Мороз,- Porusski.me 13 мая 2019

Ученик и помреж Юрия Бутусова поставил в театре им. Ленсовета свой первый самостоятельный большой спектакль. Поклонники бывшего худрука ждали этой работы с настороженной надеждой. Планка установлена высокая – не уронит ли, не разочарует? Делать выводы можно будет после хотя бы ещё одной премьеры, но начало уже многообещающее.

“Мёртвые души” – постановка-концентрат: длинные периоды поэмы сокращены до отдельных фраз и скупых сцен, бесконечное пространство гоголевской Руси сжато в герметичный прямоугольник типовой квартиры в разрезе, многофигурные характеристики персонажей кажутся спрессованными в образы не столь очевидные, но адекватные по мощности. Например, агрессивность и грубость Собакевича-Куликова ощущаются тем более остро, что сам он – подчёркнуто рафинированный и спокойный. Потенциал актеров как будто очищен от менее важного и выкручен на максимум – каждый из них делает то, что у него получается ярче всего: Перегудов ярится и пышет энергией, Ковальчук роково соблазняет, Лаура Пицхелаури красиво страдает, Новиков умиляет, учительствует и ласково журит… Всё здесь умножается, возводится в степень: вот и в XIX веке частой причиной отравлений были дохлые трупы убиенных ворон.

Пространство спектакля предельно условно: обстановка жилищ помещиков родом то ли из СССР и стран Варшавского договора, то ли из одноэтажной Америки. И выстроена она с потрясающим вкусом, хирургическим чувством меры и лёгкой “сумасшедшинкой” – получается такая смесь Уэса Андерсона и Дэвида Линча. Гоголь здесь вообще во многом с Линчем зарифмован, начиная с сюжета (примечательный молодой человек в сонном городке, в котором всё не так просто и благополучно, как кажется) и заканчивая общим впечатлением маски благопристойности, натянутой на нечто низменное и безумное. Так, милые Маниловы варят рыбок в аквариуме, их нежная любовь сочится похотью, а деликатный смех то и дело переходит в истерический хохот.

В одном из интервью Кочержевский говорил, что имел своей целью не поставить произведение из школьной программы, а пуститься вместе со зрителем в ассоциации. И в его трактовке есть ощущение незнания конечной точки – он как будто читает поэму вместе с нами.Испорченный масскультом современный читатель первым делом распознает в сюжете детектив с потенциалом триллера, может быть, даже мистического – и именно детектив ставит режиссёр. Кто такой Чичиков и что ему на самом деле нужно?

Может быть, он – сама Смерть и приходит к людям, которые не знают, что уже умерли (поэтому Коробочка молодеет, Ноздрёв разматывает портянки со страшных синюшных стоп, а Плюшкин в конце эпизода накрывается одеялом и не проявляет интереса к тому, что неизвестные люди растаскивают обстановку его жилища). Причём смерть у каждого своя, поэтому в роли Чичикова выступают Пшеничный, Перегудов, Куликов, а иногда даже мы сами.

Может, Чичиков ищет в царстве мёртвых собственную душу, а населяющие его демоны(коварная Цирцея-Коробочка, Ноздрёв со своими адскими псами) пытаются помешать. На чистилище намекает первая локация: Маниловы стоят спиной к лифту. Между сценами пространство заполняет тьма, в которой мигает лампа – как в морге из фильма ужасов. Чичиков в начале похож на мертвеца – белым лицом, осовелым морганием, паучьими движениями пальцев, – и чем ближе он к душе, которую в том числе символизирует бабочка в банке, тем больше напоминает живого человека.

Может быть, он – Орфей, спустившийся в мир мертвых за возлюбленной. Дочь губернатора кажется единственным живым персонажем, и её нежная девичья любовь к Чичикову очень трогательна. Но комичный папаша-губернатор не пускает, а возлюбленный остаётся для неё не более чем тенью.

Может быть, происходящее следует понимать как социальную метафору: меркантильный мир и бюрократический аппарат ломают человека на пути к счастью. Инертные обыватели, которые этот аппарат поддерживают и покорны ко всему, что делают с ними, всё равно что мертвецы. Впрочем, философствований и глубоких социальных обобщений в постановке исчезающе мало. Куда больше ироничной постмодернистской игры на подложке детской страшилки: в чёрном-чёрном городе крестьяне травятся сами знаете какими трупами ворон…

Избежать сравнений с учителем Кочержевскому не удалось бы в любом случае, и влияние Бутусова в его работе чувствуется – и в подходе к материалу, и во внимании к звуковому оформлению, и в подборе приемов. И он сравнений не боится, даже наоборот, играет с ленсоветовским наследием Юрия Николаевича. Например, задействует знакомые пары: Куликов – Пицхелаури (“Макбет. Кино”), Перегудов – Ковальчук (“Все мы прекрасные люди”), Новиков – Шамина (“Дядя Ваня”) – и это одновременно оммаж мастеру, привет фанатам и подключение дополнительных смысловых полей. А ещё здесь есть игра с тенями, чистые смены, льющаяся вода, но применённые так дозированно, что понимаешь: Кочержевский усвоил стиль Бутусова и преодолел его, не дав ему победить себя и заглушить собственный голос. И использовал его как трамплин к чему-то иному, чему-то своему. Овация радостно выдохнувшего зала после премьеры – тому подтверждение.

Фото: Юлии Кудряшовой
АЛЁНА МОРОЗ

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр