Top.Mail.Ru

Сотворённое чудо. Кружевная сказка без антракта

Екатерина Омецинская,- «АRТМОСФЕРА», 2024, № 295, апрель-май

Репертуар Малой сцены Театра имени Ленсовета пополнился ещё одним спектаклем для детей: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — закономерный выбор в юбилейный год А.С. Пушкина

Предание «для детей надо ставить как для взрослых, только лучше» свежо, но поверить в него год от года становится все труднее. Во-первых, спектакли для детей тоже нынче подчиняются театральной моде. Во-вторых, все чаще незатуманенное сознание юных зрителей лоб в лоб сталкивается с психологическими проблемами взрослых режиссеров. Думается, они — единственная причина явления на сценах царей в буденовках и царевен с пулеметами наперевес. Взрослый посмотрит — сплюнет, а ребенок посмотрит, ничего не поймет и не почувствует, а в театр больше не захочет. Примечательно, что самим режиссерам в детстве наверняка читали Пушкина «в подлиннике», без псевдоисторических аллюзий. Охотно верю, что поколению современных постановщиков, воспитанному на остаточном соцреализме, искусство «один в один» могло изрядно поднадоесть. Но детей-то надо воспитывать и сначала прививать им чувство прекрасного, а потом уже грузить авангардом…

Режиссеру Марии Романовой, художникам Марии Брянцевой, Андрею Лебедю (свет) и Роману Никифорову (видео)  простых истин объяснять не надо. Их «Сказка о мертвой царевне…» — удивительно внятное для детей атмосферное пространство. Графичные декорации — всего лишь черно-белые силуэты деревьев и теремов (наполовину человеческого роста), рассыпанные по отдельности по сцене. Белый задник увенчан стеганым одеялом облаков и огромными изображениями небесных светил: Солнце — слева, Месяц — справа. Посередине сцены на крутящемся белом барабане небольшого подиума красуется лукоморский дуб, усыпанный огромными рисованными желудями. Перед зрителями будто детскую раскраску раскрыли, и расцвечивать ее придется залу собственной фантазией, - разумеется, вместе с артистами.

Все условно, и фактически сразу зрителям задаются условия «игры в сказку», в которой, как и во всех детских играх, почти все артисты исполняют по нескольку ролей. Дмитрий Хасанов — ловкий рассказчик-Автор «на позитиве», а заодно и правдорубное Зеркало, к которому все время обращается героиня Натальи Шаминой — истеричная Царица Злая, вовремя прихватившая в мужья овдовевшего Царя. Максиму Сапранову достается не только роль коронованного отца-одиночки, но и всех семи Богатырей, Чернавки, а также Солнца, Месяца и Ветра. Алиса Рейфер — безвременно ушедшая Царица-мать и нарожденная ею дочка, Царевна, невольная соперница мачехи на «конкурсе красоты».  Сергей Филипович — королевич Елисей, моментально покоряющий зал обаятельной улыбкой.

На сцене нет псевдосказочной суеты, которой грешат иные спектакли. Рассказ течет плавно, точь-в-точь как у героини другой пушкинской истории: «…а уж речь-то говорит — словно реченька журчит». Персонажи и движутся неспешно, порой даже переходя в «рапид», как и подобает нереальным существам. Свет постоянно меняется от холодного синего или цикламенового (в сценах со зловредной царицей) до теплого золотистого, приписанного любящему Елисею. На фоне подсветки задник то и дело расцветает кружевными видеоузорами. От этого жутковатая (что уж греха таить!) сказка про отравленную, но любовью воскрешенную Царевну окончательно приобретает характер «домашнего чтения», и посыл: «Бояться тут нечего, театр рукотворен, и любой из вас может сотворить это чудо» прекрасно считывается младшими школьниками.

Екатерина Омецинская