Top.Mail.Ru

Смешные, жалкие, растерянные

Полина Виноградова, «Невский театрал», 2015, № 3 (16)

Хармс». Театр имени Ленсовета. Режиссер: Сергей Филатов. В ролях: Никита Волков, Дмитрий Караневский, Римма Саркисян, Александр Крымов, Галина Кочеткова, Вероника Фаворская, Анна Жмаева, Кирилл Фролов, Лидия Шевченко, Максим Ханжов, София Никифорова.

 

На Малой сцене Театра им. Ленсовета появился «Хармс». Его появление здесь логично и закономерно. Не так давно здесь зазвучали аккорды музыкально-драматического посвящения В.В.Маяковскому «Флейта-позвоночник», где воспитанники курса Анны Алексахиной с юношеским пылом бросаются в поэтические бездны революционного века. Судя по всему,  вышли они оттуда с большим желанием теперь уж посмеяться над собой, и вместо одного «большого и ненужного» показать много «маленьких и важных».

Кстати, настал черед Хармса и для режиссера "Флейты-позвоночник" Максима Диденко, который в настоящее время репетирует спектакль "Хармс.Мыр" в столичном "Гоголь-центре". Похоже, сейчас самое время вывести на сцену его чудных персонажей, заставить зрителя потешаться над ними, но и пожалеть чудиков. Так же решил Сергей Филатов, для которого спектакль "Хармс" стал дебютом на профессиональной сцене. В основе спектакля  "Случаи" и "Голубая тетрадь" Даниила Хармса.

Молодые артисты облачились в ретро-костюмчики, разучили абсурдные (а впрочем, житейские) диалоги, добавили щепотку шизофрении лично от себя. Но главное усвоили: изображая глупость, надо быть серьезным. Таков закон хармсовского абсурда.

Спектакль представляет собой последовательность забавных сценок из повседневной жизни. Узнаваемые, надо сказать, типажи показаны будто сквозь зеркала в комнате смеха: черты искажены, гротескно преувеличены, но ежели нет у человека того или иного недостатка — зеркало врать не станет. А коли в наличии — не стоит пенять на зеркало. Хармс описал своих современников с той беспощадной правдивостью, которой побаиваются посетители комнаты смеха.

Один возомнил себя гением, но это ему окружающие внушили своим чрезмерным обожанием. Другой - тот и вообще профессор, и к женщинам испытывает якобы научный интерес, но уж больно чрезмерный. Третий — властный самодур, и жену свою до истерики довел, и дочку поколотил. Манерный франт спятил от старости и одиночества. Безрукий слуга выделывал танцевальный номер «с огоньком». Женские персонажи уморительны и прелестны. Скромница-кокетка в беретике, сексапильная недотрога, мамочка и тетушка, и бабушка, а еще Леночка-разрушитель и красавица Ирина Мазер, которая в чулках, но без панталон. К ней, вообще-то, с обыском пришли, а она о панталонах. Ничего себе история...! Это же самые обычные люди, их принято называть обывателями. Они и есть главные носители абсурда. Однако, свою обыкновенность не признают, но напротив стараются подчеркнуть свою особенность. Здесь все нелепицы случаются между мужчинами и женщинами. По жизни тоже так: стараешься прослыть необыкновенным - чтобы наверняка в самое сердце, но выглядишь при этом на редкость глупо. В сущности, Даниил Хармс  любил этих типичных носителей (или разносчиков) абсурда, и молодые артисты к ним прониклись симпатией.

В принца следует выплеснуть суп. В ресторане -  заказать никому неведомое блюдо (что-что, простите, какой-то деликатес?), тем самым унизить, конечно, случайную знакомую, но чего это она так сразу - и в ресторан? Пусть муж прячется под кроватью и подслушивает разговоры жены с любовником - он ужасно расстроился, когда про него обидное говорили. Пусть не говорят! А что там помимо разговоров делают, уже не важно. Умник вытащил из головы шар и обратно не вернет, вот! Она вот-вот придет, а дядя как назло тут как тут ведет разговоры о парике из гвоздей (подумать только, экий бред!). Три мужика наблюдали, как красавица рубит дрова, и нагло вторили: "Тюк!". Мешали ей заниматься делом, бездельники. А девочка Наташа пела так истошно, будто плакала. Всю «ерундень» и много прочего  разыграли артисты под музыку, которую по обыкновению сами же исполняли на фортепиано и духовых инструментах. Если быть внимательным к людям, как Даниил Иванович, можно чуть ли не на каждом углу подсмотреть такие нелепицы. Чем не творческий метод -  сиди, наблюдай, подслушивай, но при этом сохраняй серьезный вид исследователя человеческих характеров.

Артисты изобразили не современников, но типичных горожан прошлого столетия. Они не хотели сказать, дескать, это и про нас тоже. Создали атмосферу трогательного безделья, что немыслимо в ритме XXI века. Но с тех пор сильно ли изменились «маленькие люди»? Надо бы сесть, понаблюдать, послушать. Будут уже совсем другие истории, а суть одна — «маленький человек» по-прежнему жалок, смешон, растерян.

 

Текст: Полина Виноградова