Top.Mail.Ru

Смех во спасение: «История города Глупова» – премьера Театра им. Ленсовета

АЛЁНА МОРОЗ,- онлайн-журнал Porusski, 1 января 2018

Новый моноспектакль Олега Дмитриевича Зорина по Салтыкову-Щедрину идет в малом зале Театра им Ленсовета.                            Сценография минималистична: письменный стол, над ним – портрет автора, глядящий строго и печально.                                                          Зорин появляется на сцене с пластиковой папкой, в которой – летопись Глупова в записках архивариусов,                                   градоначальников и некоторых горожан. От их лица он и будет говорить, время от времени обращаясь                                                                    к портрету и давая слово автору.

Салтыкова-Щедрина непросто читать, но очень хорошо слушать: адаптированный текст не перегружает восприятие, а звучащая                     речь особенно выпукло показывает тяжеловесное изящество словесных конструкций и иронию, вплетенную в текст.

Этот эффект тем сильнее, что Олег Дмитриевич легко – штрихами – разыгрывает разнообразные партии, все более очаровывая                 живостью зарисовок. И только изредка, замечая дрожание руки, вспоминаешь о его преклонном возрасте и понимаешь,       каких сил ему стоят эти долгие два часа. Однако его возраст и опыт дают идеальное попадание в роль – он одновременно и мудрый старец,                        и лукавый трикстер, и аристократ, и крестьянин, а уж о перевоплощениях и говорить нечего – как он органичен в роли пожилой                             дамы или женолюбивого грузинского князя!

«История города Глупова» помещает действие в контекст не столько российский, сколько общечеловеческий. Наблюдаешь за               бесстрастным диктатором на балконе, любителем порядка, который отменяет прошлое, настоящее и будущее и  устанавливает                     два праздника: весной – для приготовления к бедствиям, а также осенью – для воспоминаний о пережитых бедствиях (от обычных дней                они отличаются только усиленной маршировкой), и поневоле приходят на ум  не только советские правители, но и, например,              вожди Северной Кореи. Что уж говорить о глупцах и сластолюбцах, которых во власти по всему миру предостаточно.

В общем, Салтыков-Щедрин везде и всегда актуален. Но особенно важен и уместен он именно для нас и именно сегодня, когда             критическое мышление не в чести, когда все сильнее разгораются споры о патриотизме, когда культивируется его  понимание как безусловное принятие и одобрение всего, что происходит в стране. Спектакль словами писателя напоминает  нам о том, что                                       можно одновременно и любить Родину, и видеть то, что в ней не так.

Сказка о кротике из «Испорченных детей» подытоживает бытописание одного города, который на самом деле – целая страна.                     При всей темноте, сырости и тесноте кротовьей норы, при всей непримечательности и порочности Глупова, при всех недостатках                 народа и чиновничества это все равно твой дом, и ты никуда не денешься от ноющей в сердце любви. Есть лучше, светлее,                          красивее, разумнее, но Родина – она одна.

Как же быть с мучительным чувством обожания сквозь тошноту, как любить свою нору? Где спасение? Весь Салтыков-Щедрин –                об этом, как и весь спектакль, и финальная сцена указывает на эту простую истину немного растерянным зрителям.

Фото: Юлии Смелкиной