Два спектакля сегодняшнего обзора хочется назвать аутентичными – они (оставаясь произведениями современными) являют такую степень этнографической достоверности, что, глядя на них, кажется: «ну да, много веков назад именно так все и было». «Конек-Горбунок» в театре «Бродячая собачка» – новая работа Никиты Шмитько, режиссера, которому впору давать грамоту за сохранение русских фольклорных традиций. Он берет сказки (такие русские-русские, народные-народные) и воплощает их на сцене с легкостью ярмарочного гуляки, который ловит на палку кольцо: вроде и просто, а не каждый сможет, самые на первый взгляд обычные предметы и действия здесь завораживают. Спектакли Шмитько понятны и завлекательны, они очаровывают (не без помощи художников, конечно) вещами теплыми да позабытыми, душевными, одушевленными. «Конек-Горбунок» – своего рода хрестоматия таких вещей (художник – Роман Вильчик). Здесь и грабли (на них фигурки – народ), и серп (месяц на небе), и длиннозубая пила (царская дружина), и бочки (внутри – убежище Конька), и тяжелый мешок (кит), и многое другое, что с удовольствием рассматриваешь, покуда сказка идет своим ходом. Куклы как обереги: менее значимые без нарисованных лиц, главные – с глазками; сам Конек – из пучка соломы; задник – из холстинки, актеры одеты постарорусски. Текста немало, но доносят его старательно, делая ударения в важных местах, чуть замедляясь – в непонятных. (Почему хочется упомянуть о тексте: вот так почитаешь в сети, что дети не знают значения слова «попадья», и ужаснешься, а тут ощущение, что слушают и усваивают). О перипетиях сюжета всем известно – это такой древнерусский квест для Иванушки-дурачка. А вот о чем еще интересно рассказать – так это о музыке. Композитор Дарья Новольянцева сочинила музыкальное сопровождение, которое более всего походит на диснеевские картины – своей энергетикой оно как бы окутывает и приподнимает всю историю, делает ее более мощной. Очень интересное получается сочетание: на слух сказочный блокбастер, а откроешь глаза – маленькое национальное сокровище. Ближайший спектакль – 21 апреля (4+). «Библейская история» на камерной сцене театра им. Ленсовета (постановка Марии Романовой) оставляет похожие ощущения, хотя спектакль совсем про другое. Создатели спектакля приглашают нас обратиться к вертепу в давнем возвышенном его значении – воспроизведения истории Рождества Христова. Вертеп как ящик (в котором разворачивалось кукольное действо) присутствует на сцене в буквальном смысле. Только не ящик, а буфет, превращенный стараниями волшебницы Марии Лукки в удивительный сценический подиум о четырех сценах. Здесь есть хлев и покои царя Ирода, отрезок долгого пути и даже преисподняя. Куклы (маленькие, картонные, плоские), много ангелов и звезд. Спектакль играют семь актрис, мягко рассказывают историю рождения божьего сына, тревожатся, даже кричат, поют, радуются. В зависимости от того, насколько вы религиозны, эта история может оказаться вам более или менее близка; вера вообще вещь очень личная. Дети же точно получат сказку про чудо – оно прольется в них чистым пением, просыплется блестками прямо в ладошки. Потому еще, что рассказчицы – женщины разных возрастов, красивые своими чистыми лицами и простой одеждой – располагают к себе, им веришь, за их голосами идешь. В них – собирательный образ матери, родительницы всего. Неслучайно перед началом спектакля они вместе со зрителями мастерят из лоскутков ангелов – знакомятся, впускают к себе малышей, настраивают на нужный лад. Яркие, острые в других своих ролях актрисы здесь –нарочито естественные, чистые, и ощущения от их повествования – будто побывал на каком-то светлом обряде. Третий спектакль нашего обзора стилистически не похож на два вышеописанных, но в каком-то смысле он тоже о вечном. Он – об ожидании папы, и немножко опоздал к предыдущему обзору, где рядом с «Вафельным сердцем» и «Никитой и китом» ему было бы уютно. И тем не менее. Спектакль «Собачка, которой не было» режиссера Анны Бессчастновой в Городском театре – добрая сентиментальная сказка по мотивам книги голландского писателя Эдварда ван де Фендела о мальчике Нино, который воспитывается эксцентричной бабушкой, ждет папу и, конечно, как и всякий ребенок, мечтает о собаке. Вообще, еще неизвестно, чего в этой истории больше – хотения папы или хотения собаки. Воспоминания о папе яркими смешными картинками хранятся в памяти Нино: как он пил кофе на работе, рассказывал про карбюратор, терял вещи. Хороший такой, веселый папа, «папус обыкновениус». Потом он куда-то уехал, и ожидание его становится просто нескончаемым, невыносимым… Помочь пережить это может только собака, которой тоже все нет и нет. Признаться, взрослым зрителям, которые сами выросли в неполных семьях, местами бывает так же невыносимо грустно, как и Нино. Да и не только им. Историю играют двое актеров (третья – бабушка в исполнении Анны Христич) – Илья Рудаков и Данил Визжалов, которые попеременно становятся то мальчиком, то папой и делают это с такой легкостью и простодушным юмором, что грустные мысли быстро развеиваются. В конце концов: у Нино есть он сам (он смышленый мальчик, а это немало), есть совершенно чумовая бабушка, воображаемый, а потом и настоящий пес и очень может быть, что и папа появится тоже. Спектакль играет с нашим воображением, проверяя его границы на прочность (впрочем, это скорее, у взрослых так – дети ничего не проверяют, а просто фантазируют, сколько влезет). Чем меньше ограничено воображение, тем интереснее, а порой и легче жить и преодолевать трудности. Папа – космонавт и на важном задании, почему нет? Ну и пусть собачка выдуманная, зато счастье настоящее. Однако будьте осторожны: ребята на сцене настолько убедительно играют собачью радость, что после спектакля у вашего ребенка может случиться острый приступ хотения собаки (если у вас ее еще нет). Ближайший спектакль – 14 апреля. (6+) Текст: Мария Долматова