Top.Mail.Ru

Сказка про Нильса и нас сегодняшних

Полина Виноградова,- «Невский театрал», 2015, № 1 (14), январь

Спектакли Театра им. Ленсовета последних лет все - музыкальные. Главный режиссер Юрий Бутусов не представляет свой театр без музыки. Он подбирает звуковое сопровождение своих сложносочиненных постановок с таким же творческим азартом, как и перестраивает кирпичики прочного фундамента классического наследия. На предыдущей премьере — «Кабаре Брехт» - зрители убедились, как здорово поют и танцуют молодые артисты труппы. Следующим спектаклем по всем раскладам должен был стать настоящий мюзикл. К тому же популярность жанра в этом году бьет все рекорды. «Странствия Нильса» Максима Леонидова и Александра Шаврина - подарок тем поклонникам мюзиклов, которые предпочитают театральную условность всяческим спецэффектам и объемным изображениям. Создатели спектакля сохранили то главное, что отличает этот вид искусства — пространство для зрительского воображения.

Как ни странно, именно после появления мюзикла «Странствия Нильса» можно говорить о расцвете мюзикла в петербургской культуре. Этот спектакль, в отличие от прочих образцов жанра, не потребовавший огромного бюджета и навязчивой рекламной компании, стал подтверждением того факта, что мюзикл утвердился на местных подмостках вне зависимости от курсов валют. После премьеры этого спектакля меломаны могут быть спокойны: если в трудных экономических условиях международные компании и специалисты по 3D-технологиям покинут отечественный рынок, петербургский мюзикл выживет. И все будет хорошо, - как учит нас эта странная шведская сказка.

Возможно, по зрелищности «Странствия Нильса» уступают другим популярным мюзиклам, но по эмоциональному воздействию даже превосходят. За два с половиной часа в знакомой многим сказке Сельмы Лагерлеф обнаружилось много неожиданных созвучий и философских метафор.

Хулиган Нильс обязательно станет частью прекрасной стаи диких заморских гусей. Он этого достоин, а со временем обязательно повзрослеет и будет самым лучшим. А, помните, сначала каким был непослушным и крохотным...! Забавно, но история Нильса Хольгерссона в какой-то степени перекликается с этапами становления российского мюзикла. По крайней мере, на этот раз Максим Леонидов доказал, что способен сделать крохотного забияку достойным перелетных заморских птиц.

Впрочем, все эти рассуждения лишь от радости, что композитор Леонидов не разочаровал, и все получилось на таком высоком уровне. Думалось, что будет просто милый спектакль с мелодичными песенками, но оказалось, что история про нас сегодняшних. Про всех нас вместе взятых, которым надо решить, что теперь делать: парить свободной дикой стаей, рискуя быть подстреленными в небе, - или сыто жить на постоялом дворе, зная, что рано или поздно из тебя сделают жаркое к хозяйскому столу. Вся трагичность

этой сказки в том, что одинаково правы и смелые дикие гуси, и послушные домашние гусаки. Каждая тварь знай свое место: корова — в стойле, орел — в горах.

Но «Странствия Нильса» - прежде всего музыкальная сказка для современных детей. Согласитесь, для ребят от десяти лет практически нет актуальных постановок. Знакомые сказочные сюжеты, которыми пестрят афиши детских театров, им уже не интересны, молодежные спектакли еще не понятны, а на зрелищных музыкальных блокбастерах порой стоит ограничение 18+. Мария Романова поставила мюзикл именно для подростков. В соавторстве с Эмилем Капелюшем они воплотили на сцене мир фэнтези, чарующий и страшный. Художница по костюмам Яна Глушанок одела персонажей в стиле «стимпанк» - сочетание элементов старинного костюма и рок-атрибутики. Композиторы Максим Леонидов и Александр Шаврин старались удержать равновесие между размахом рок-оперы и озорством народных мелодий. Мрачный колорит северного эпоса сменялся яркими картинами деревенского быта. Это попытка рассказать сказку, по которой в начале ХХ века учили географию шведские первоклашки, языком визуальной культуры, подарившей зрителям фильмы Питера Джексона и сериал «Игра престолов».

Главный герой Нильс Хольгерссон - забавный мальчик в красной шапочке, этакий деревенщина, но столь обаятельный в исполнении Сергея Волкова, что сразу же располагает к себе и зрителей, и диких гусей.

Кроме него, каждый артист играет в спектакле несколько ролей, виртуозно перевоплощаясь и балансируя на грани между добром и злом.

С первых минут зрителей очаровывают мистическими преданиями. Злобный домовой (Римма Саркисян) с фонариком исподтишка вершит свои пакости. Авангардная панк-группа диких гусей танцует какие-то ведьминские пляски. Среди них самая красивая — Дунфин Пушинка (Лидия Шевченко) - похожа на рок-диву Патти Смит. Рыжий бесстыжий Лис Смирре (София Никифорова) - панк самый экстравагантный, как и положено отъявленному анархисту. На пеструю компанию зверей, собравшихся на празднике Всеобщего перемирия, дети смотрели, открыв рты, а взрослые, видимо, вспомнили глэм-рок 80-х. Черное воронье - это разумеется, хэви-металлисты в кожаных штанах и куртках с заклепками, в темных очках и с ирокезами. Орел Горго (Максим Ханжов), очевидно, тоже из анархистов, но чуждый всякой агрессии. Гусак Мартин (Александр Крымов) немного смазливый, как поп-звезда, но такова участь положительных героев. Две сестрички-гусыни (Анна Жмаева и Галина Кочеткова), этакие «панкушки» в рваных колготках, изящно танцевали на высоких каблуках.

Вся эта эстетика молодежных субкультур характерна для спектаклей Юрия Бутусова - главный режиссер театра, судя по всему, контролировал творческий процесс. Как бы то ни было, с художественной точки зрения спектакль выполнен безупречно. Волшебный мир, населенный духами природы, холодный, темный, рваный и опасный противопоставлен зажиточному мирку простых тружеников с крутящейся мельницей, пузатыми бочками и житейскими радостями.

В музыке тоже подчеркнута разность двух миров. Обитатели первого играют рок, поют баллады и не признают жанровых границ. А дома у мальчика

Нильса звучат национальные мелодии, в звуках которых заключено постоянство деревенского уклада, его неизменных традиций. Музыкальная палитра столь же пестрая как череда придуманных образов. Массовые сцены по законам жанра чередовались с пронзительными соло и романтичными дуэтами. Дикие гуси читали рэп. Корова пела жалобный блюз. Объяснение домашнего гуся Мартина и дикой гусыни Пушинки — типичный мюзикловый номер, какой же мюзикл без диалога влюбленных. Очень трогательная песенка написана для сиротки Осы (Вероника Фаворская), не выпускавшей из рук тряпичную куклу — братика Матса. Ее одичавший отец — один из самых пугающих образов в спектакле, воплощенное одиночество и страдание.

И вообще, тема одиночества проходит лейтмотивом сквозь все «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Одиноким был сам Нильс до тех пор, пока не научился дружить и любить своих друзей. Предводительница диких гусей бесстрашная Акка (Тоня Сонина) боялась, что когда-нибудь останется одна, быть может, превратится в черную скалу, как та бабочка с огромными крыльями из древней легенды. Впрочем, дикие гуси связаны друг с другом общими путами — они всегда будут вместе, а тот, кто отстанет, пропадет среди ледников колдовской страны Лапландии. Одиноки Лис и Орел; одинока Корова и выходившая ее старушка, умершая от тоски. Только воронье не пугает одиночество, потому что это их стихия.

Также этот спектакль о том, что надо уметь прощать. Это труднее, чем победить врагов и достигнуть заветной цели. В обоих мирах: колдовском и реальном существует единственный правильный выбор — простить. И тогда на добро тебе ответят добром. Вот собственно, об этом повествует добрая-добрая и страшная-страшная сказка о мальчике, который покорил свою первую высоту - а сколько их еще впереди...!

Текст: Полина Виноградова