Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра имени Ленсовета
Театр имени Ленсовета смог в очередной раз искренне порадовать публику, причем вне зависимости от возраста. Не так давно в его стенах состоялась изящная, невесомая, истинно кружевная премьера – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Режиссер Мария Романова представила зрителям знакомый с детства сюжет в сдержанной манере, без заходов в иносказательный смелый эксперимент. Формальный консерватизм в итоге обернулся той самой классикой и настоящей большой удачей.
Прекрасно известная всем история здесь преподана без сусального пошлого блеска и глуповатого упрощенного лубка – все сделано предельно аккуратно, бережно, с ненаигранной любовью к материалу. Театр актерский и театр предметный дополняют друг друга в обрамлении черно-белой, как бы графической по своему воплощению сценографии. Этот лишенный цвета мир, тем не менее, не выглядит блеклым и скучным. Художник Мария Брянцева смогла в своей работе избежать плоской шаблонности и фактически раскрасить эту историю, не используя всю широту цветовой палитры. Монохром здесь становится оправданным выбором, задействованным приемом, наглядной иллюстрацией «где добро, а где зло». Промелькнет тут, кстати, ненадолго и смертоносно опасная капелька красного – то самое отравленное яблоко.
Такая обманчиво неброская (а на самом-то деле имеющая свою безусловную прелесть!) форма в правильном отношении готовит юную часть публики к подаче глубокого содержания. Ведь тем и замечательно хорош «наше все» Александр Сергеевич, что в его текстах каждый раз обнаруживается что-то свое, отдельное, новое. Один и тот же сюжет можно словно бы рассказать заново, при этом ничего не переиначивая. Великая литература, а как иначе?
Здесь эта история в первую очередь – про губительную силу нелюбви. В том числе к себе. Страдания Злой Царицы порождены ее же комплексами, неуверенностью в себе, отсутствием безусловной любви. Именно в зеркальце она находит того, кто скажет ей заветное, и слезть с этого наркотика уже не получается. То есть порой оказывается так, что корень всех самых страшных бед – внутри самого человека, в потаенных уголках его израненной души. И зло всегда рождено какой-то глубинной причиной, иногда – не самой и очевидной даже.
А на другом полюсе спектакля – как раз спасительная сила подлинной любви. Только она одна и способна противостоять любому злу, победить предательство и подлость. Та самая всепоглощающая, всепрощающая и всепобеждающая любовь, практически по заветам апостола Павла. Действительно глубокие и не по-детски важные мысли здесь донесены до маленьких зрителей внятно и без неуместного морализаторства. Все показано крайне трогательно, светло и нежно.
И завершающий важный компонент в этой блестящей постановке – подлинно прекрасные, просто превосходные актерские работы. Каждая роль – сияющий удачный бриллиант, и фальшивок здесь нет. Невероятно мощно делает свою героиню Наталья Шамина, чья Злая Царица – ни дать ни взять Хелена Бонэм Картер в «Гарри Поттере». Нервное капризно-обиженное зло во плоти, мстительная истеричка, а по факту – глубоко несчастная одинокая женщина с незакрывающейся пустотой внутри. Такую героиню хочется и пожалеть, и простить.
Просто потрясающий здесь, мгновенно переключающийся, легко переходящий из образа в образ Максим Сапранов! Артист играет сразу несколько разноплановых ролей: Царь, богатыри (по принципу «один за всех и все за одного»), Солнце, Месяц, Ветер. И каждый раз Сапранов находит что-то особенное в том или ином персонаже, не смешивает их и наделяет каждого из исполняемых героев точной запоминающейся чертой. Отдельную ловкую прелесть спектаклю, безусловно, придает лукавый, чуточку хищный, изящно пластичный Дмитрий Хасанов. Что в образе Рассказчика, что в роли Зеркала он сражает публику особого рода обаянием, тонким чутьем, верно выбранной интонацией. Он здесь как никто другой знает свое место и чувствует себя там максимально свободно. И отдельно хороша здесь совсем юная актерская молодежь в лице Алисы Рейфер (Добрая Царица, Царевна) и Сергея Филиповича (Королевич Елисей), которым и играть-то особо не надо – достаточно просто быть собой, в неповторимой поре чистой трогательной невинности. В итоге все частички этого пазла крепко складываются вместе, чтобы представить публике по-настоящему хороший, обладающий множеством очевидных достоинств спектакль, вызывающий неподдельные слезы счастливого восторга в финале.
Марина Константинова специально для Musecube