Top.Mail.Ru

Сказка, без которой не обойтись

Екатерина Омецинская,- «Инфоскоп», 2022, № 281, февраль

 

 

В афише Театра им. Ленсовета, разумно обеспокоенного воспитанием зрителя, спектакли для подрастающего поколения были всегда. Взять хоть легендарный «Трубадур и его друзья» или - классическую постановку «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», на которой выросли минимум три поколения ленинградцев-петербуржцев. Новейшее время тоже оставило память в детской афише театра: смешной спектакль «Братец Кролик на Диком Западе» и мюзикл «Странствия Нильса» Максима Леонидова завоевали немало юных поклонников. А нынче, перед новогодними праздниками, в репертуаре театра появился очередной вариант шварцевской «Снежной королевы».

«Очередной», потому что в 70-е пьеса эта уже была материализована на Владимирском проспекте режиссером Норой Райхштейн. Сравнивать эти две постановки, пожалуй, бессмысленно: времена сменились и привели в театральные залы совсем другого, далекого от соцреализма зрителя-ребенка. Но так же, как знала и чувствовала своего зрителя Райхштейн, современных детей, восприятие которых притуплено насмотренностью компьютерными эффектами, понимает режиссер Евгения Богинская. Она объединила творческие усилия с художником Ильшатом Вильдановым, чьи идеи воплотили в оригинальное проекционное оформление Полина Лимье и Анна Проскурина. Постановка невероятно богата визуально: сцену театра заполняют обледеневшие ветви, ползучие лианы, нагромождения льдов, на глазах у зрителей вырастает и рушится королевский дворец… Видеопроекция, напоминающая видеоигру, захватывает, кажется объемной, погружает в условный, волшебный мир, в котором различные чудеса – обычное дело. Например, у Сказочника, которого играет Александр Крымов, магическим образом загораются в руках красные огоньки, с помощью которых он вызывает героев и провоцирует события…

В течение спектакля персонажи несколько раз появляются из зала, подстегивая любопытство ребятни, которой позволено увидеть их совсем близко. Роли исполняют как совсем молодые артисты (еще студенты), так и те, кто давно входит труппу театра. Недавние дебютанты, запомнившиеся зрителям по спектаклю «Бесприданница»: Владислава Пащенко и Иван Шевченко - явно блистают в ролях Атаманши и Ворона Карла. И как характерная актриса Пащенко неожиданно проявляет себя куда ярче, нежели как лирическая героиня в «Бесприданнице». Не бояться быть смешным – великое актерское достоинство… 

Невероятно хорош Максим Ханжов в роли Советника. И это единственное, что роднит новую и старую постановки: девочки постарше так же вздыхают в зале при виде Ханжова, как вздыхали когда-то их одногодки по Михаилу Боярскому, исполнявшему эту роль. Зло, помещенное во внешне привлекательную форму, опасно вдвойне, но актер щедро красит образ сатирическими красками… А вот Снежная королева в исполнении Лидии Шевченко скорее напоминает обычную своенравную богачку, ищущую свежих сиюминутных впечатлений. Настоящим сюрпризом является то, что в роли взбалмошного и трусоватого Короля – один из ведущих артистов театра харизматичный Евгений Филатов, который, кажется, в удовольствие дурачится на сцене. Ну, и конечно, добро побеждает под музыку молодого петербургского композитора Глеба Колядина. Разве в сказке может быть по-другому?

Екатерина Омецинская