Top.Mail.Ru

СИНЬОР ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА

Александр МЕДВЕДЕВ,- "ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ" 24.09.2021

Открытие театрального сезона в петербургском Ленсовете

 

3 сентября 2021 года премьерой спектакля Дамира Салимзянова «Синьор из высшего общества» Театр имени Ленсовета открыл на Большой сцене Санкт-Петербурга 88 сезон.

Пьеса Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи была написана в 1956 году и главная фигура в ней – синьор Леонидо Папагатто, человек редкого дара перевоплощения и обаяния, тонкий знаток человеческой натуры. Эти таланты позволяют ему достичь непревзойденных высот в науке искусного введения в заблуждение господ, доверчивость которых открывает ему безграничные возможности поживиться за их счёт. В самом деле, проникнуть на публичное светское мероприятие, назвавшись полковником, вести непринуждённую беседу на любую тему – уже это достойно восхищения! И если бы одно самолюбование двигало неаполитанским аферистом, нет – им движет проза жизни: с пышно уставленных столов «полковник» тайно уносит богатые деликатесы, чтобы затем продать их, тем самым обеспечить свою семью, «в которой стабильно только одно – нищета».

При всей лёгкости и изяществе, с которыми «мужчина зрелого возраста, острого ума и изысканных манер» втирается в доверие к светским особам, ему не удаётся выскользнуть из тягостных объятий нищеты, – продаются не только украденные деликатесы, но даже будильник собственной сестры он вынужден заложить в ломбард, чтобы купить перчатки.

Мошеннический гений наводит его на блистательную мысль единым махом покончить с нищетой. Он учреждает благотворительный фонд помощи бедным семьям, и первое щедрое вспомощесвование – ну конечно же! – должно остаться в его собственной семье. Удачно начавшись, придуманная им афера вдруг выходит из-под контроля, но тут-то и разворачивается каскад чудесных и неожиданных явлений, согласно канонам классической комедии положений.

Роль синьора Леонидо Папагатто исполняет народный артист России Семён Стругачёв. Эту пьесу ему предложила художественный руководитель театра Лариса Луппиан. Профессионал высокого уровня, Семён Стругачёв готов играть всё, что ему назначили, это стоит подчеркнуть, заметив, что некоторые артисты театра отказались участвовать в постановке, посчитав унизительным «играть в таком низком жанре». Также уместно напомнить: при прежнем руководителе театра – Юрии Бутусове – комедия положений была исключена из репертуара.

Что тут сказать? Изначально в античном театре юмор считался низким жанром, высоким – трагедия. Но в том-то всё и дело, что кардинального различия не то что в жизни, но и на сцене между трагедией и комедией нет, во всяком случае, грань, их разъединяющая, их же и соединяет. Кроме того, рассмешить, да что там, заставить зрителя улыбнуться шутке, почувствовав неоднозначность её послевкусия, – для этого актёру надо очень потрудиться. Особенно в таком спектакле, как «Синьор из высшего общества» – постановке динамичной, в ней актёры должны совершать стремительные перемещения по сцене, жестикулировать, произносить довольно длинные монологи… для одного этого нужно быть в хорошей физической форме, уметь владеть дыханием… Короче говоря, чтобы играть в этом – итальянском! – спектакле, «флегматичным» петербургским актёрам надо приложить особые усилия. Зритель, безусловно, видит результаты этого труда и отдаёт им должное: мне показалось, что спектакль шёл чуть больше запланированного времени, которое ушло на аплодисменты не только в конце действия, но и после ряда многочисленных прекрасно сыгранных актёрами сцен и произнесённых реплик персонажей пьесы.

Те, кому повезло примерно с середины 1970-х и 1980-х годов познакомиться с репертуаром «того» Театра имени Ленсовета, могут только приветствовать своеобразное «возвращение» нынешнего театра к широкому зрителю. Этот поворот вызван отнюдь не стремлением потакать невзыскательному вкусу публики. Вероятно, со временем в театре как общественной институции стало понятно, что упор на постановки, рассчитанные исключительно на продвинутых «синьоров и синьорин из высшего общества», воспитанных на «высоком искусстве» режиссёрского самовыражения, есть дело убыточное во всех смыслах – художественном и коммерческом. К тому же прошедшие десятилетия освобождения театра от идеологической, этической и эстетической цензуры, которая якобы царила в советское время, показали, что так называемый прорыв к свободному творчеству, к подлинному свободному театру зачастую выливался в навязывание всевозможных отклонений от нормы, ставших «джентльменским набором» современного режиссёра при постановках классических и современных пьес. Новые спектакли Театра имени Ленсовета показывают, что режиссёрский и актёрский потенциал не ограничивается эпатажными приёмами, творческий диапазон труппы неизменно шире, что безусловно делает и более широкой зрительскую аудиторию.

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Дамир Салимзянов – сделал новый перевод пьесы Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи «Икра и чечевица» (в русском переводе «Синьор из высшего общества») и потрудился над новой сценической редакцией превосходной итальянской комедии. В итоге на сцене действуют пятнадцать персонажей – играют их народные и заслуженные, а также и молодые артисты, и это придаёт действию особую зрелищную динамику. В искромётной, кажущейся спонтанной игре каждый актёр, с одной стороны, строго действует в рамках устойчивого типа, к которому относится его герой, но в то же время творчески расширяет эти рамки. Следует отметить музыкальную находку режиссёра – все персонажи поют… скажем, время от времени пытаются воспроизвести – и делают это довольно ярко – фрагменты арий популярных итальянских опер. Своеобразные вокальные дивертисменты возникают неожиданно и оказываются эмоциональным сюрпризом для зрителя. Эта находка и введение в действие тапёра (заслуженный артист России Евгений Стецюк, он же композитор спектакля), сопровождающего игрой всё действие, не делают спектакль мюзиклом, однако дают возможность актёрам разнообразить окраску характера каждого персонажа.

«Мне интересно вместе с артистами сделать из этой комедии положений настоящую рождественскую сказку для взрослых, – поясняет в анонсе спектакля Дамир Салимзянов. – Внутри азартной, вышедшей из-под контроля предрождественской аферы герой вспоминает о том, ради чего он когда-то стал мошенником, – о семье».

Действительно, радостный финал, торжество добра делает спектакль сказкой для семейного просмотра в самом лучшем смысле. Её герои оказываются в состоянии материального и духовного кризиса, разрешить который способно только чудо. И оно случается! Только ли как вмешательство высших сил и счастливого случая? Не совсем. На всём протяжении действия происходит раскрытие душевных качеств персонажей, особенно главного героя, – они находят в себе силы преодолеть всё, что стоит на пути к счастью.

Заметив ранее о тонкой грани между комедией и трагедией, стоит также заметить, что сказочное настроение, пронизывающее спектакль, оставляет место и социальной тематике. Неаполитанская история, случившаяся шестьдесят пять лет назад, имеет обыкновение повторяться – и не только в Италии, поэтому «Синьор из высшего общества» напоминает петербургскому зрителю, что вообще-то «деньги ему нужны для того, чтобы содержать семью, чтобы любимые люди – жена, сестра, дети – были сыты, одеты, обуты».

Спектакль стал настоящим сценическим явлением, благодаря замечательной игре Семёна Стругачёва, Кристины Кузьминой, Татьяны Трудовой, Олега Левакова, Максима Мишкевича, Владислава Ставропольцева, Галины Журавлевой, Всеволода Цурило, Александра Солоненко, Марианны Коробейниковой, Ивана Ерёмина, Романа Баранова, Ивана Шевченко, Александра Сулимова, Евгения Стецюка.

Хочется поздравить коллектив Театра имени Ленсовета с удачным открытием нового сезона, со спектаклем, созданным по меркам изысканного вкуса, что выразилось уже в стильном графическом оформлении билета и программки (дизайн Даниила Вяткина).